Что делать, если причиной ДТП стала дорога?
В России две беды
Немало ДТП случается не столько из-за водителей, сколько из-за самих дорог, точнее, из-за их состояния. Зимой, когда дороги покрыты снегом или льдом, число аварий значительно возрастает, но даже на абсолютно сухих покрытиях водителей поджидают всевозможные неприятности: ухабы, выбоины, открытые люки, брошенная строительная техника и инвентарь, а также другие опасные предметы. Кроме того, причиной ДТП может быть «невидимая» разметка, неверно установленные или плохо различимые знаки, а также отсутствие знаков там, где они должны быть обязательно.
В подобных ситуациях следует помнить, что полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных предприятий и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» эти должностные лица и организации обязаны принимать меры по ремонту и обозначать опасные места. И мало кто знает, что статья 12.34 КоАП РФ устанавливает санкцию в виде штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Штраф не маленький - от 2 до 4 тысяч рублей, юридическим лицам – от 20 до 30 тысяч рублей за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог.
Кто крайний?
Не меньшую ответственность за «бардак» на дорогах несут и сотрудники ГИБДД. Наше государство наделило придорожных милиционеров не только правом ловить нарушителей на дорогах, но и обязало контролировать состояние этих самых дорог, обеспечивать по ним безопасное движение транспортных средств и принимать неотложные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Такую обязанность (во исполнение того же Федерального закона «О безопасности дорожного движения») Министерство внутренних дел своими приказами №410 и №297 возложило на службы дорожного надзора и патрульную.
Также во исполнение Федерального закона существует Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Все положения и требования этого стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Документ, в частности, предписывает, что в случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения; устанавливает сроки ликвидации зимней скользкости, предельно допустимые повреждения дороги (то есть размеры ям, выбоин) и сроки их ликвидации.
Шофер отпущения
Вместе с тем, как показывает практика, доказать причастность к ДТП дорожных служб или органов ГИБДД не представляется возможным. Крайне редко сотрудники ДПС, оформляя аварию и разбирая обстоятельства ДТП, возлагают ответственность за ее совершение на городские власти и, в частности, на дорожные службы, а уж тем более на самих себя. Объяснение очень простое: им это невыгодно, ведь никто не хочет потерять место работы. Намного быстрее и легче «списать» ДТП на водителей. Поэтому лишь в единичных случаях (например, если разбился насмерть какой-нибудь государственный чиновник) сотрудники ДПС составляют акт о состоянии проезжей части. Чаще в протоколе об административном правонарушении присутствует весьма расплывчатая и не отражающая истинную картину причин ДТП запись: «Водитель не справился с управлением». И в этом случае винить придется только злосчастного водителя, который сам выбрал скорость без учета дорожных и метеорологических условий, то есть нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения. И, как следствие, он и должен возмещать вред.
Будьте бдительны!
После всего сказанного возникает вполне логичных вопрос – что же делать в подобной ситуации, какие меры предпринять, чтобы привлечь к ответственности дорожные службы или ГИБДД и заставить их компенсировать причиненный в результате ДТП ущерб?
Итак, попав в подобную ситуацию на первом этапе необходимо:
- вызвать сотрудников ГИБДД для оформления факта ДТП;
- не трогать пострадавший автомобиль, ничего не изменять на месте аварии;
- еще до прибытия сотрудников ГИБДД постараться найти двух-трех свидетелей, записать их Ф.И.О., домашние адреса, телефоны.
Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков;
- когда прибудут сотрудники ГИБДД, принять самое активное участи в оформлении документов, обратить внимание, чтобы схема ДТП составлялась в присутствии понятых и в ней правильно и точно были отражены обстоятельства ДТП: размеры ямы, зафиксировано отсутствие знаков, ограждения; потребовать, чтобы вам немедленно на месте аварии выдали копию протокола;
- независимо от самочувствия и наличия видимых травм, обязательно обратиться в поликлинику или травматологический пункт.
Не исключена возможность скрытых травм, сотрясения мозга. Не отказывайтесь от больничного листа. Больничный лист свыше трех недель – основание для возбуждения уголовного дела против виновников ДТП;
- после оформления сотрудниками ГИБДД документов, постараться снять с них копии (так как бывают случаи пропажи свидетельских показаний, подмены протокола, изменения схемы ДТП).
Узнайте место и время рассмотрения вашего дела в ГИБДД и обязательно придите туда лично или пришлите своего представителя.
- Чтобы оставить у себя доказательства, желательно сфотографировать место происшествия, поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги, поскольку дорожные службы зачастую стремятся уничтожить следы своей деятельности, получив информацию из ГИБДД.
- Если ГИБДД не выносит решение в установленные законом сроки, необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 суток истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение.
- Если ГИБДД вынесла решение, что в ДТП виновны не дорожные службы, а вы сами, его можно обжаловать в 10-дневный срок в вышестоящей инстанции ГИБДД или непосредственно в суде.
За все ответить
Итак, необходимые документы получены, ГИБДД признала вашу невиновность в ДТП (признала, что причинами ДТП явились недостатки дороги) или оставило это на усмотрение суда. Необходимо приступать ко второму этапу – возмещению причиненного вам ущерба:
- выясните, является ли организация – ответчик юридическим лицом. Если это территориальное подразделение, все претензии предъявляются вышестоящей организации;
- проведите оценку причиненных вашему автомобилю повреждений в специализированной оценочной фирме.
Обязательно уведомите организацию – виновника телеграммой за несколько дней до проведения экспертизы, указав место и время проведения. Копию телеграммы сохраните для суда;
- пошлите виновнику ДТП требование о добровольном возмещении ущерба заказным письмом с уведомлением о вручении. К требованию приложите копии всех необходимых документов (протокола ГИБДД, справки, калькуляции экспертной организации и другие документы, подтверждающие понесенные вами расходы);
- если в течение месяца после отправки требования виновнику вы не получили от него ответа или он отказался возместить ущерб добровольно, подайте иск в суд.
В этом случае вашими оппонентами на процессе наверняка будут выступать профессиональные и опытные юристы организации – ответчика. Поэтому, чтобы надежно и качественно отстоять свои права, обратитесь за квалифицированной юридической помощью к тем юристам, которые специализируются на делах, связанных с ДТП.
Алексей АЛГАЗИН
|