Информационно экономический канал Омской области
Четверг, 28.11.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Автомобильное зеркало с регистратором

Статистика
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Статьи

Главная » Статьи » Публикации » Омские автоновости

Сто лет со счетчикомАвторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА

Кого сегодня удивишь таксомотором? В одной только Европе бегает более полумиллиона такси.

Наемный автомобиль, сменивший извозчика, появился давно – сто десять лет назад, известна даже точная дата – 26 июня 1896 года. Именно в этот день в книге заказов фирмы Daimler-Motoren Gesellschaft появилась заявка за номером 1329 на автомобиль Victoria, оборудованный таксомотором. Машину пожелал приобрести Фридрих Август Грайнер, владелец пролеточной компании в Штутгарте. Грайнер быстренько основал фирму Daimler-MotorWagen – Kutscherei (прочитайте внимательно – заметили корень «кучер»?) и с 1897 года начал перевозки пассажиров на первом в мире безлошадном такси.

Городские газеты запестрели объявлениями: «Сдается напрокат автомобиль с кучером на день, месяц или год врачам, бизнесменам, путешественникам...». «Предварительный заказ автомобиля, его осмотр и пробная поездка производятся заранее.». «До шести мест в экипаже, защищенном от дождя и солнца, в интерьере, отделанном по лучшему разряду...» и т. д.

В том же году появилась и конкурирующая фирма, но с экипажами марки Benz. Соревнование двух компаний пошло только на пользу – популярность таксомоторов росла, хотя внешне первые машины не сильно отличались от пролеток. Двухцилиндровый мотор в 5 л.с. между задними колесами, там же и топливный бак, максимальная скорость не превышала 18 км/час. Пассажиры - в закрытом комфортабельном салоне, а кучер, то есть водитель, – как обычно, верхом, на открытом всем ветрам облучке. Именно тогда и родилась популярная служба «Такси по вызову». Впоследствии она превратилась в знакомое всем такси.

Париж спасли такси

В Лондоне в 1897 году появились 70 электрокэбов фирмы Bersey, развивавших скорость 15 км/час. Закат эры конных экипажей наступал и здесь. Англичане, привыкшие к кэбам, где возница сидел позади крытого кузова и смотрел поверх крыши на живой мотор мощностью в 1 л.с., быстро оценили прелести безлошадного наемного экипажа. И также быстро выработали специфическую конструкцию таксомотора.

Поначалу, до 20-х годов, большинство такси представляло собой закрытую машину, которой правил шофер, защищенный от непогоды только навесом над головой. Рядом с ним – площадка для багажа и счетчик. Такую традицию установили англичане, причем машины, возившие лондонцев на протяжении четверти века (с 1907 по 1932 год), были не британского, а французского производства – Unic и Renault, о чем сами англичане вспоминают неохотно.

Москвичей первые такси (их было всего девять) начали обслуживать с 1909 года. Это были немецкие авто марки NAC.

В Парижском музее оружия стоит обыкновенное такси - Renault AG начала ХХ века. Не бронированное, не с пулеметом – такси как такси. За что такая честь?

Сентябрь 1914 года. Наступающая германская армия достигла реки Марны в нескольких километрах от Парижа. Нужно было за сутки перебросить на Марну вновь сформированную дивизию. Железная дорога могла перевезти не более бригады. Тогда возникла идея – мобилизовать популярные парижские такси!

Красные и зеленые Renault AG перевезли более 6000 солдат на равнину между Парижем и Верденом. Там произошло знаменитое сражении Первой мировой войны на реке Марне, в которой германские войска потерпели поражение. Автомобили Renault AG, прозванные «марнским такси», стали национальными героями Франции. Французы с тех пор говорят, что если гуси спасли Рим, то Париж спасли такси.

Особая профессия

Вскоре популярность таксомоторов переросла в настоящий бум. Не в последнюю очередь он был вы-зван появлением многих фирм, специализировавшихся на изготовлении автомобилей-такси.

К тридцатым годам, когда в такси пришли закрытые кузова, стали выявляться специфические проблемы автомобиля-такси. Одной из главных оказалась проблема отделения пассажиров от водителя. Ему приходится возить людей разных. Попадаются больные, пьяные, хулиганы. Инфекция, водочный перегар, приставания, даже нападения, частые открывания двери – вот с чем сталкивается таксист во время работы. А как быть, если таксист хочет курить, а пассажиры не выносят дыма. Или наоборот?

А каждый четвертый пассажир везет большой багаж, на погрузку которого в задний багажник таксист затрачивает ежегодно целый месяц! Неудобно, а иногда и просто невозможно перевезти детскую коляску, громоздкие вещи... С дверями - драма: их открывают на ходу, ломают рукоятки. Многим клиентам – пожилым людям, больным, инвалидам - трудно входить в низкий кузов... Получалось, что для работы в качестве такси все-таки нужен специальный автомобиль.

Желтое и черное

В Америке многие десятилетия, начиная с 1922 года, специальные машины для такси производила фирма Checker, основанная эмигрантом из России М. Маркиным. Большие города предъявляли особые требования к такси, соответствовать которым мог не всякий обычный серийный автомобиль.

Так, вплоть до 1954 г., в Нью-Йорке действовал закон, согласно которому автомобиль пригодный для работы в качестве такси, должен был иметь просторный кузов не менее чем на пять мест, - и это не считая водителя, которому вообще полагалось сидеть не в одном салоне с пассажирами, а за стеклянной перегородкой. Кстати, сначала перегородка служила правилам приличия - (незачем водителю знать, о чем беседуют клиенты!), а позже эта же стенка стала служить... защитой самого водителя от посягательств нечистых на руку людей.

Компания Checker Motors все свои модели и проектировала, и изготавливала именно как таксомоторы. Машины Checker славились во все времена тем, что сработаны крепко и прочно (как грузовик!), а по устройству просты и бесхитростны, т. е. ремонтопригодны.

В 1956 г. появились Checker AIО – самый просторный седан Америки (длина 5350 мм!). Его облагороженная версия - Marathon 1960 года стала легендарным «желтым такси», без которого до сравнительно недавнего времени трудно было представить Нью-Йорк. Внешне Marathon выглядел несколько необычно: четыре фары, намек на «плавники», нескладная туша кузова, массивные и гладкие бамперы. Такими бамперами из мягкого алюминиевого сплава без труда удавалось растолкать тесно поставленные на парковке автомобили. А в частых пробках подобный бампер и сам не страдал от повреждений, и соседям не наносил ощутимого вреда.

Почти двухтонное авто на лонжеронной раме худо-бедно разгонялось до 145 км/час, но для такси этого было вполне достаточно. Вместительность - от автобуса, длина и комфорт - от лимузина и вечно перегретый движок - эти фамильные черты воспеты в сотнях кинолент. В «Банзай» из тормознувшего «марафона» на ходу вылетает не по годам раскочегарившийся мотор, в «Равине Якобе»с Луи де Фюнесом желтое такси носят через пробки на руках, благо в салоне - целая орава пассажиров.

Последний «чеккер» сошел с конвейера еще в 1982 г., а с линии такси в Нью-Йорке - только в 2000-м! Автомобиль выпускался по нескольку тысяч в год (до 5 тысяч), был относительно дорогим, но в эксплуатации быстро окупался. На смену желтой легенде пришел Chevrolet Caprice, также желтого цвета.

Если в Нью-Йорке ярко-желтые такси Checker являлись чем-то вроде визитной карточки страны, то в Англии с начала прошлого века официальные такси - не менее значительный black Ceb (черный кэб) - такой же атрибут Лондона, как Биг Бэн или красные двухэтажные автобусы. Конструкция этих автомобилей столь же консервативна, как и их не меняющаяся десятилетиями внешность.

Стальная рама из закрытого профиля и стеклопластиковый кузов, пе-редняя рычажная шкворневая подвеска и задняя зависимая на листовых рессорах; атмосферный дизель с механической или автоматической коробкой. Ничего выдающегося? Но при этом низкий пол и очень высокий потолок (высота машины - 175 см!). В такой кузов даже пожилые «негнущиеся» пассажиры входят без труда, а джентльмены - не снимая цилиндра. В салоне - лимузинный простор, сиденья для пятерых-шестерых, причем один ряд кресел складывается. Значит, появляется место для детской или инвалидной коляски. Специально для инвалидов предусмотрена откидная аппарель. Водитель изолирован от пассажирского салона пуленепробиваемым стеклом, а сбоку от его сиденья располагается площадка для багажа - что очень удобно. Маневренность автомобиля поразительна. Передние колеса поворачиваются на столь большой угол, что машина может развернуться буквально на пятачке - диаметр разворота - 7,5 м.

Британские такси, ведущие свою родословную от знаменитого кэба Austin FX-4 пятидесятых годов, в настоящее время изготавливают фирмы Metrocab и London Taxis. На эти машины устанавливают исключительно дизели ( от Ford Transit). А их стилизованные под FХ4 современные стеклопластиковые кузова служат достаточно долго. Небольшое количество «метрокэбов» сейчас работает в Москве. В 2005 г. несколько таксопарков Нью-Йорка закупили партии знаменитых лондонских такси, конечно же, ярко-желтого цвета.

Что делать?

Служат такси долго, даже в таких мегаполисах, как Лондон или Москва, ежегодная их замена не превышает полутора-двухсот тысяч. Делать специальные автомобили-такси в таких малых количествах просто невыгодно, а по цене Ferrari такси ни-кто покупать не будет. Получается, что наиболее оправданный шаг - использование в качестве такси серийной легковой модели среднего класса.

В Германии это чаще всего автомобили Mersedes Bеnz, во Франции - Peugeout или Citroen. У нас костяк таксомоторных парков сначала составляли «Победы», а позже «Волги».

В 1949 г. отечественные такси получили отличительный зеленый огонек, счетчик, полосу из «шашечек» по борту кузова, легко моющуюся обивку сидений. На «Волге ГАЗ-21Т» сделали сиденье переднего пассажира складывающимися. Так образовалась площадка для негабаритного груза. В самом конце шестидесятых крыши стандартных серых «Волг»-такси стали красить в красный цвет, чтобы хоть как-то выделить их в потоке... Все эти переделки не обеспечивали необходимых качеств для работы в такси.

Во многих странах пытались создать такую конструкцию автомобиля-такси, чтобы его специфическое потребительские свойства перевешивали экономические минусы. Известны опытные конструкции шведской фирмы Volvo, итальянской Fiat, отечественного НИИ технической эстетики. Они получились интересными, инженерно хорошо продуманными, но ни одна не пошла в серийное производство.

Отечественной разработкой в этом ряду стала машина ВНИИТЭ-ПТ, созданная в 1964 г. Перспективное такси (ПТ) имело вагонную компоновку, расположенный сзади поперек кузова силовой агрегат («Москвич-408»), широкую (740 мм) правую сдвигающуюся дверь. Наружные панели несущего стального кузова были из стеклопластика, впервые примененный у нас отключаемый электровентилятор в системе охлаждения, регулируемые по расстоянию подвесные педали. Салон отделялся от водителя перегородкой, имел ровный низкий и широкий пол.

Идея специализированного автомобиля-такси продолжает занимать умы конструкторов, подтверждение тому – концепт-кар – пятиместное такси City Cab, показанное на последнем Парижском автосалоне.





Категория: Омские автоновости | Добавил: Редактор (06.07.2016)
Просмотров: 595 | Теги: Renault, машины, автомобили, кузов, Салон, александр, ВОДИТЕЛЬ, фирмы, авторство, счетчик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Читайте так же:

Министр сельского хозяйства Омской области Раров скончался в больнице

Омские инвестпроекты произвели в Нюрнберге фурор

Луц Лесковиц огласил формулу успешности современного музыканта

Мираф-Банк запустил зарплатный проект

Немцев заинтересовали омские проекты

Мураев гарантировал безопасность омского кремниевого завода

Омская мэрия будет определять цену на выкуп земель

В Омской области начинают устанавливать солнечные батареи

В Омске начали ставить первую новогоднюю елку

В Омске недовольные клиенты расстреляли машину проституток

В Омске каждый пятый вызов пожарных является ложным

Российские букмекеры не верят в сегодняшнюю победу «Авангарда»

Омские випы пришли на матч поддержать «Авангард»

Омским общественникам не удалось отстоять сквер у ОмГУПСа

Полежаев предложил свозить коммунистов на кремниевый завод

В Омске малыши потушили горящий телевизор

Бурляев считает Омск образцовой площадкой для проведения масштабных кинофестивалей

Попов установил рекорд для «Авангарда» во вчерашнем матче финала плей-офф

У омского министра, погибшего в ДТП, на день прощания была назначена пресс-конференция

В Омске стали чаще возвращать налог при покупке квартир

 


фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 5


Поиск
Вход на сайт