Около половины отданных на утилизацию авто не дошли до пункта назначения.
Эксперты специализированного металлургического портала Rusmet заявили, что порядка половины транспортных средств, направленных на утилизацию в 2010-2011 годах, так и не ушли в металлолом. По их мнению, причина в том, что часть из них была выла попросту выброшена, часть – сдана дилерами на разбор, а автомобили «на ходу» и вовсе нашли новых хозяев. В Минпромторге эту информацию опровергли, заявив, что такое невозможно.
Данные о том, что под пресс так и не попало порядка 240 тысяч автомобилей, «Газете.ру» озвучил генеральный директор ведущего российского аналитического центра Rusmet Виктор Ковшевный. По его мнению, главная задача программы по стимулирования обновления автопарка и увеличению продаж собираемых в России авто была достигнута. А контроля за движением списанных транспортных средств как такового не было, чем воспользовались мошенники.
«Программа пошла удачно, дилеры рапортовали, сколько было выдано утилизационных сертификатов и сколько машин было продано, — уверяет Ковшевный. — Но никто не озаботился тем, чтобы проконтролировать тот факт, что машину не просто отдали на утилизацию непонятно куда, а действительно утилизировали. Не велось никакого контроля, кроме составления формальных списков пунктов приема автомобилей, не велась проверка всех этих компаний. В итоге все это привело к тому, что все компании, куда машины отдавались на утилизацию, не отчитывались в том, сколько они в действительности утилизировали. Никто даже не смотрел, обладают ли они достаточными производственными мощностями».
Дальше, по словам эксперта, срабатывала обычная экономика. Дело в том, что машина по частям стоит дороже, чем целая. Авторазборщики стали предлагать дилерам выкуп автомобилей, которые готовили к отправке под пресс. Таким образом, у продавцов машин появлялась реальная возможность не только избежать трат на утилизацию каждого авто, но и еще и заработать на этом.
По данным экспертов, сейчас в России в год утилизируется около 20 тыс. автомобилей, в то время как их число должно составлять около 6% от объемов рынка, то есть около 3 млн. автомобилей. Пресечь случаи возврата на дороги нелегальных, потенциально опасных транспортных средств сможет единая база утилизации авто по всем регионам РФ.
|