Новый техрегламент вызвал много вопросов Совсем недавно принят новый технический регламент, который разрабатывался более двух лет. В силу изменения вступят через год, за который автовладельцам придется подогнать под новые требования свои автомобили. Техрегламент запрещает установку и использование решеток на переднем бампере, разрешив лишь сетки на передних фарах, вес которых не должен превышать 500 г
Конечно, с «кенгурятниками» ездить можно будет и после 23 сентября 2010 года, когда вступит в силу автомобильный технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», но только по бездорожью. И машины с правым рулем никто вроде не отменит. Но дотошные автомобилисты нашли в документе если не прямое, то косвенное запрещение праворульных авто. Речь идет о требованиях к идентификационному номеру автомобиля, так называемому VIN. По российскому техрегламенту, он должен состоять из 17 знаков, а японские иномарки с правым рулем «маркируются» 11 знаками. Могут ли эти шесть «закорючек» стать непреодолимым препятствием для постановки авто на учет в России? Запросто. В Японии VIN вообще не существует в том виде, который принят у нас. Он, по сути, указывает номер кузова. Считаться идентификационным номером VIN не может, так как не позволяет однозначно сказать, в каком году выпущен автомобиль. Для этого необходимо иметь под рукой базу данных или различные справочники. Европейский, российский и американский VIN позволяют определить это очень просто: о годе выпуска говорит десятая позиция в структуре номера. В первых позициях зашифровано, на каком заводе произведена машина. В японских номерах ничего этого нет.Регламент не запрещает и эксплуатацию праворульных машин. Закон обратной силы не имеет. Но правительство рекомендовало страховщикам повысить для правого руля страховые взносы ОСАГО. Что дальше? На этот вопрос отвечают омские автоэксперты.
Василий Залознов,
генеральный директор ООО «Сот моторс»,кандидат в мастера спорта по автоспорту
По моему мнению, ни один здравомыслящий официальный представитель фирм-производителей не станет ставить на новый автомобиль по своему усмотрению «кенгурятник». Иногда автомобили идут в заводской комплектации с защитной решеткой, например, Mercedes-Benz G-Class Gelandewagen. Вероятно, владельцам этой модели придется снимать «кенгурятники» в соответствии с новым техрегламентом. Но на современных Gelandewagen, которые были выпущены в последние 2-3 года, «кенгурятников» уже нет, потому что в Европе они достаточно давно запрещены. На мой взгляд, на самом деле «кенгурятник» совершенно бесполезен и приносит вред. Мне много раз приходилось наблюдать, когда в случае столкновения с препятствием, эта конструкция мяла капот. Так человек отделался бы царапиной на бампере, а с подмятым «кенгурятником» ломается крыло, капот, и он наносит гораздо больше повреждений автомобилю. Но это не самое страшное. Худшие последствия он несет при столкновении с человеком. Пешеходы получают травмы зачастую несовместимые с жизнью — переломы ребер, пробитое легкое. Я говорю о страшных вещах. Но поскольку мне приходилось три года заниматься проблемами безопасности движения, когда я работал на крупном автопредприятии в должности инженера по безопасности движения, могу утверждать, что это на самом деле так. На мой взгляд, «кенгурятники» нужно было и раньше запретить. Это спасло бы многие жизни и уберегло бы многих пострадавших в ДТП от травм. Для установки таких конструкций на автомобилях, оборудованных для триала, трофи, я не вижу препятствий. Если автомобиль эксплуатируется вне дорог, если он доставляется к месту соревнования на прицепе, на нем может быть любой инструмент для преодоления бездорожья. Что касается автомобилей с правым рулем, думаю, что уточнение числа VIN-кода — это еще один способ избавиться от них. Разрешить завозить праворульные машины в Россию было легко, одним росчерком пера, в 1996 году. А когда появились десятки, сотни тысяч машин с правым рулем, попробуй — запрети. Вот нашли такой, на мой взгляд, не самый элегантный ход. Считаю автомобили с правым рулем небезопасными при движении на трассе. При обгоне водителю приходится вытягивать шею, чтобы разглядеть, что происходит на встречной полосе. Безусловно, свет таких автомобилей мешает другим участникам дорожного движения. Идет смещение светового пучка на встречную полосу, что действительно очень плохо влияет на зрение водителей встречных автомобилей.
Владимир Иващенко,
начальник отдела логистики автотехцентра «Сибирь Моторс»
Вопросов в новом регламенте больше, чем ответов. Разобраться с ними мы постараемся до вступления техрегламента в силу. Для этого у нас впереди целый год.
Не до конца понятна ситуация с решетками на переднем бампере. Если запрещается установка любых защитных дуг (так называемых «кенгурятников»), то как быть с теми, что сертифицированы в Российской Федерации, не выступают за габариты автомобиля и абсолютно травмобезопасны для пешехода? Стоит заметить, что несертифицированное оборудование устанавливать на автомобили и раньше было запрещено. Думаю, с этим никто не будет спорить. Кустарно изготовленные защитные дуги, обвес, пороги и тому подобные устройства нужно запрещать. Делают же как попало и из чего попало, а у сертифицированного оборудования и материал специальный, и окраска, и крепеж, и конструкция. Хочу сразу отметить, что у нас в дилерском центре и до принятия техрегламента устанавливали только сертифицированное оборудование российского, немецкого и итальянского производства. Мы не навязываем это покупателям, но показываем, как может выглядеть та или иная модель при оснащении ее защитой бампера или радиаторной решетки, а клиент принимает решение сам. Что будет через год, после вступления закона в силу, не знает никто. Мы уточняли в ГИБДД: пока даже штрафов за это не предусмотрено. Другое дело, что на бездорожье никаких ограничений в этом отношении нет. То есть человек должен эти решетки и защиты ставить после того, как приедет в поле? Очень сомневаюсь, что кто-то будет так поступать. Кстати, на счет травмоопасности для пешеходов. Всемирно известный производитель защитных дуг Cobra даже проводил специальные тесты, из которых видно, что качественные решетки на переднем бампере не только не усугубляют травм, но в некоторых случаях даже позволяют избежать их. Например, при сильном ударе защитные дуги отбросят пешехода, не позволив ему попасть под машину.
Юрий Малышев, президент
ООО «Клуб 4х4»
Я считаю, что для обеспечения безопасности кузова автомобиля при столкновении с препятствием «кенгурятник», безусловно, полезен. Но если это, не дай Бог, человек? Вот и выбираем... Во внедорожных соревнованиях «кенгурятник» не является необходимым аксессуаром. По правилам обязателен каркас безопасности, который устанавливается в салоне автомобиля. Он - основная зашита экипажа при возможных столкновениях или переворотах. Что касается правого руля. Я эксплуатировал различные автомобили и на собственном опыте могу сказать, что правый руль менее безопасен для движения в условиях левостороннего движения. Причина одна — недостаточность прямой видимости при маневрах автомобиля. Наверняка, возможное увеличение страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности обосновано этим фактором.
Борис Савельев,
профессор кафедры «Автомобили и тракторы» СибАДИ
Рано или поздно «кенгурятники» запретили бы, и не только потому, что они наносят серьезные травмы при столкновении с человеком. Эти бамперы придумали австралийцы, у них там проблема – кенгуру на дороги выскакивают. Думаю, что в наших широтах случается, что баран на дорогу выйдет, но это все-таки редкость, не то что кенгуру в Австралии. А вот что касается VIN-кода. Что-то я не помню, чтобы автомобили без него или с меньшими числами идентификационного номера проходили оценку соответствия. В техрегламенте сказано, что на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен VIN-код, содержащий 17 знаков, и все. Это касается только новых автомобилей. А те, которые уже находятся в эксплуатации, они так и будут идти дальше в обращении. Не думаю, что человек, который покупает такой автомобиль, не сможет поставить его на регистрационный учет. VIN-код ввели достаточно недавно, около 10 лет назад. А у меня, скажем, 20-летний отечественный автомобиль, где его нет и быть не может. Что же, мне к изготовителю ехать, набивать его? Другой вопрос, можно ли будет ввозить машины с VIN-кодом, состоящим не из 17 символов, после вступления в силу техрегламента? Оценка соответствия, ранее называемая сертификацией, которая также есть в техрегламенте, не распространяется на подержанные транспортные средства. Получается, что можно привезти, пройти техосмотр и все.
Игорь Хамов,
доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СибАДИ
Сложно сказать, насколько обоснован запрет установки «кенгурятников» на легковые автомобили. Техрегламент не запрещает же на грузовиках металлические бамперы, которые в ДТП калечат пешеходов. Наверное, надо было убрать и их. Видимо, разработчики техрегламента, запрещая установку «кенгурятников» на легковушках, руководствовались тем, что эти автомобили развивают гораздо большую скорость, чем грузовики. Мы идем следом за Европой, где такие конструкции запрещены. И давно известно, что «кенгурятник» при столкновении с пешеходом искалечит человека больше, чем обычный бампер, как правило, пластиковый и потому более эластичный. С тем что праворульные машины менее безопасны, чем леворульные, я не соглашусь. Я не видел официальной статистики по правому рулю. Но негласно считается, что они не уступают по безопасности леворульным автомобилям. Конечно, остается проблема с обгоном, кода водитель машины с правым рулем не может оценить ситуацию на встречной полосе. Наличие или отсутствие VIN-кода, вообще не говорит о безопасности транспортного средства. Это всего лишь его маркировка и не более того. Возможно, при постановке на регистрационный учет после вступления технического регламента в силу у владельцев машин с правым рулем и возникнут проблемы, если ГИБДД будет формально подходить, считая количество знаков VIN-кода.
Дмитрий Поддубиков,
начальник отдела продаж автокомплекса «Западно-Сибирский Альянс»
Многие из пунктов техрегламента вполне обоснованны и своевременны. Например, я полностью согласен с тем, что новые иномарки можно будет ввозить в Россию только от тех производителей, которые имеют у нас постоянных представителей. Зачем это делается? Для защиты прав покупателей, прежде всего. Представительство марки – это дилерские обязательства, это гарантия, это ответственность производителя, это обеспеченность запчастями и качественный сервис. Неофициально ввезенные машины не только не подготовлены к нашим условиям, но и обслуживаются ненадлежащим образом, а это уже вопрос безопасности, о которой мы так часто сегодня говорим. Что касается очередных гонений на правый руль, то и здесь сложно не согласиться с законотворцами. Разговоры об отказе от праворульных машин идут давно, и рано или поздно мы придем к этому. Конечно, можно спорить о методах, но все понимают, что выбор подержанной машины из-за границы прежде всего обоснован низкой ценой при хорошем качестве. Повысив пошлины, мы уже имеем огромное сокращение импорта. Сейчас последует давление со стороны техрегламента и ОСАГО. Но, по нашим наблюдениям, омичи и без этого постепенно бы отказались от правого руля. У нас всегда были покупатели, которые пересаживались с 5-7-летних «японок» на новые Lada и Chevrolet. Увеличению их потока помешал только кризис. Но сейчас, когда банки оживают, появляются доступные автокредиты, следует ждать увеличения таких покупателей. Человек всегда стремится к лучшему. Дилерский автомобиль — это не «кот в мешке» на базаре, а ответственность продавца по всем статьям. Поэтому рано или поздно мы придем к полному отказу от «праворуких» машин.
Александр Прудников,
директор Омского филиала компании «Росгосстрах»
Я сам езжу на леворульной машине. Но считаю, что расположение руля не может влиять на опасность или безопасность автомобиля. Все зависит от водительского стажа. Есть мнение, что в праворульной машине на трассе при обгоне дорога хуже просматривается и водитель подвергается особой опасности. Действительно, обгонять автобусы в городе и фуры на трассе гораздо сложнее на японской машине. Однако при правильной дистанции дорога будет хорошо просматриваться независимо от того, справа или слева сидит водитель. Раньше водители, покупающие праворульные авто, это отчетливо понимали и совершали маневр с безопасного расстояния. Со временем, ввиду доступной цены, на праворульные машины сели молодые водители без должного опыта. Эта категория водителей зачастую ведет себя на дороге непредсказуемо и некорректно. Так что, определяющим фактором аварийности является, прежде всего, опыт и культура вождения.
Насколько я знаю, ни одна страховая компания, в том числе и «Росгосстрах», не применяет повышающего коэффициента к владельцам праворульных машин даже при расчете тарифа по каско, поскольку мы не видим в этом необходимости. Нет никаких официальных статистических данных по аварийности, связанной с расположением руля. На Дальнем Востоке большая часть населения ездит именно на праворульных «японках», но на количестве ДТП это никак не отражается.
Я ничего не слышал о поправках к закону об ОСАГО применительно к праворульным машинам и считаю их принятие маловероятным. Во-первых, как я уже сказал, повышенная аварийность праворульных машин не подтверждается статистикой. Во-вторых, ОСАГО – это социальный закон, и он не должен ущемлять права потребителей, а это произойдет, если подобный повышающий коэффициент будет применен без особых на то оснований. И, в-третьих, все поправки, в той или иной степени влияющие на конечную стоимость полиса ОСАГО (а подобные изменения в закон за 6 лет вносились всего 3 раза), всегда принимались очень тяжело и требовали «железобетонных» финансовых обоснований не только со стороны страховщиков и независимых экспертов, но и со стороны всех заинтересованных ведомств. Так что вероятность принятия подобной необоснованной поправки, которая может повлечь за собой повышение тарифа, заведомо равна нулю.
|