Ретромобиль Opel Admiral, восстановленный омским коллекционером, снялся в фильме о войне
Скоро на экранах
Картину о Великой Отечественной войне «Последний герой» снимает омская студия «Орбита» к 65-летней годовщине со Дня Победы, которую мы отметим в будущем году. Помимо уникального кабриолимузина Opel Admiral 1939 г. в. в фильме задействованы и другие раритеты нашего города, восстановленные коллекционерами клуба автомотостарины «Ретромобиль». Например, Ford Eifel 1938 г. в., ГАЗ-67 и «полуторка». Попал в кино и владелец Opel Admiral Михаил Засорин. Он сыграл роль водителя. Присутствие раритета в омском фильме не случайно. Ведь именно на «Адмиралах» колесили немецкие офицеры, а его 75-сильный карбюраторный двигатель OHV объемом 3,7 л устанавливался на военные германские грузовички. По этой причине Гитлер распорядился снять автомобиль с производства в 1939 году и переориентировать конвейер на выпуск грузовиков. За два года выпуска свет увидели 6404 экземпляра, из которых 2314 – 4-дверные кабриолеты. Сколько из них было отдано на 4-дверный кузов кабриолимузинов, неизвестно. Михаил Засорин нашел лишь поверхностное упоминание, что такие автомобили были редки даже для своего времени. «В СССР Opel Admiral попадали исключительно в качестве трофеев. На сегодняшний день в Германии их не осталось ни одного, а в нашей стране сохранились 5 экземпляров, из них только один – кабриолимузин, – рассказывает коллекционер. – Я обнаружил его в совхозе «Армейский», что в пригороде Омска. Один из наших ребят сказал, что на подворье частника, занимающегося разбором автомобилей, этот экземпляр стоит уже 10 лет». Часть деталей была под навесом, часть – раскидана по двору. Деревянный каркас автомобиля от времени сгнил и превратился в труху. А на месте двигателя вырос клен! За реставрацию омского Admiral хотели взяться коллекционеры из Новосибирска, Магнитогорска, где находится самый большой в России ретроклуб. Но приезжали, смотрели и приходили к выводу, что восстановление невозможно. «Почему я за него ухватился? – продолжает Михаил Засорин. – Потому что на тот момент у меня в коллекции не было ни одной иностранной машины, тем более такой редкой. Решил рискнуть и попробовать привести уникальнейший автомобиль в чувства».
Реализация мечты
В итоге Михаилу Засорину достался раритет без крышки багажника, с развалившимися дверями и порогами, неоригинальными узлами – двигателем от 24-й «Волги», «ЗИМовским» задним мостом и «победовским» передним. Решетка радиатора была заменена на сетку от веялки комбайна. Мотор коллекционер выбросил сразу, от него остался лишь сгнивший блок. Кузов и разбросанные элементы экстерьера погрузили на эвакуатор и привезли в город. И началась кропотливая работа. Вначале кузов отвезли на пескоструйку, чтобы убрать всю ржавчину, накопившуюся за долгие годы. Затем коллекционер изготовил деревянный каркас, ведь именно таким Opel Admiral был в оригинале, и обшил его металлом. Исключение составили только пороги, которые Михаил Засорин сделал стальными. «Облик восстанавливал исключительно по фотографиям и рисункам раритета, – продолжает Михаил Кузьмич. – Решетку радиатора сделал из хромированных элементов послевоенных советских автомобилей, крылья – из крыш от 401-го «Москвича», «Победы», «Волги», деталей от ГАЗ-51, ГАЗ-69 и 5 дверей от разных автомобилей. Сегменты ушли не полностью. Я подбирал радиус, что-то выбивал. К примеру, задние арки колес как раз подошли под радиус одной из имевшихся в наличии крыш. На дверцу багажника пошла средняя часть крыши «Москвича-401». «Поворотники» взял с мотоцикла «Урал», передний бампер – с Opel Senator 1979 г. в., а «клыки» на нем – с «Победы». Шильдик, наружные ручки и молдинги на передних дверях – единственное, что удалось оставить от оригинала. Да еще воздухозаборники у стекла под крышкой капота с выдвигающимися дверцами, разнесенными по сторонам, которые, видимо, охлаждали устанавливаемый тогда мотор. Но сейчас в них надобность отпала». Коллекционер привнес в раритет и свои элементы декора и дополнил его современным оснащением. Так, появились, разумеется, не ставившиеся до войны, наружные зеркала от УАЗ-411. В оригинале вместо зеркал были выкидные «руки» для указания поворота. Рамка стекол шла целиком с дверями. Лишь передние боковые форточки, точно такие же, как когда-то ставились на «копейках», – родные. Михаил Засорин разрезал стекло, чтобы его можно было выдвигать, установив стеклоподъемники от «Волги». Задние фонари на «Адмирале» были совсем крошечные, безликие. Коллекционер выгнул оптику, придав ей форму цилиндра, и поставил фары от грузовиков «ГАЗ» и «ЗИЛ». Продлил и молдинги, идущие теперь по всей боковине кузова. Колеса поставил от ГАЗ-21 «Волга», хотя вначале хотел посадить Admiral на «победовские» колеса. Но очень уж они показались коллекционеру тонкими для такого массивного автомобиля.
С миру по детали
«Мосты оставил, как есть, а двигатель, рулевое управление, подвеску взял с подержанной 21-й «Волги», – рассказывает Михаил Засорин. – Все комплектующие также состоят из деталей разных машин. Допустим, в щитке приборов использованы элементы и «Победы», и ГАЗ-21, и ГАЗ-24, и ГАЗ-51, и ГАЗ-69. Есть детали даже от автобуса «ЛиАЗ», откуда позаимствован топливный указатель. После заказал в полиграфической студии подписи окошек приборов на немецком языке, вышли как настоящие. От 24-й «Волги» в Opel Admiral перекочевала коробка передач – 4-ступенчатая механическая, от «Мерседеса» – бензобак». Оформление интерьера – смесь элементов от автомобилей разных поколений, деталей от разных приборов и оригинальных решений реставратора. Тут и руль от «Победы» первых годов выпуска, и подрулевой переключатель сигнала поворота с современной «ГАЗели», куда встроен клаксон. Есть даже крепления от ящиков для боеприпасов, на которые спереди крепится выдвижная крыша. Ручник оригинальный, как и задний диванчик, а вот передний – опять-таки позаимствован от «Волги». На заднем ряду имеется выдвижной столик, все – как в лимузине. Обивку салона изготавливал мастер, отбывающий срок в одной из омских колоний. Он же воплотил в жизнь придуманную Засориным конструкцию складной крыши, которая ставится на съемные средние стойки. Крыша убирается в пространство между небольшим багажником и задним рядом сидений и застегивается специальным чехлом. На месте стекол задних дверей пока установлены шторки. Но в перспективе Засорин намерен оборудовать заднюю часть выдвижными стеклами. В целом на реконструкцию Admiral ушел год работы, 18 автомобилей и один мотоцикл «Урал». «Я вот прикинул по времени, получается, что потратил на его восстановление две тысячи человеко-часов, – резюмирует Михаил Кузьмич. – Вот и представьте, если годовой фонд рабочего времени примерно 1600 часов, из расчета 8-часового рабочего дня да 2 дней выходных, то практически на него понадобилось бы около 1,5 лет. Это если бы я нормально работал. Но я-то трудился по 12 и более часов. Очень мне хотелось его на ход поставить». В итоге вышел оригинальный, в полном смысле этого слова, автомобиль, с интересными конструктивными решениями и элементами дизайна. Даже не верится, что когда-то Opel Admiral был металлоломом.
Катерина Кулькина
|