Перевозка пассажиров в международном автомобильном сообщении является приоритетным направлением деятельности Управления в системе контроля международных автомобильных перевозок. Основным видом международной автомобильной перевозки является регулярная перевозка, которая определяется как перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального и конечного пунктов перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения.
Регулярные пассажирские перевозки из Омской области организованы в направлении Казахстана, Киргизии и Узбекистана по 18 маршрутам в 14 городов и населенных пунктов: Астана, Бишкек, Кокшетау, Боровое, Караганда, Каракол, Костанай, Павлодар, Петропавловск, Семей, Сарыагаш, Тайынша, Усть-Каменогорск, Экибастуз. Маршруты обслуживаются 6-ю российскими перевозчиками и 15-ю иностранными на паритетной основе. Такая география и состав перевозчиков сложились давно и последние семь лет практически не изменялись. Но если учесть общую тенденцию по России, характеризующуюся нехваткой подвижного состава с комфортно-техническими характеристиками, соответствующими международным стандартам транспортного обслуживания, отсутствием достаточной придорожной инфраструктуры для обслуживания подвижного состава и пассажиров в сибирских условиях, то сложившаяся система требует глубокого изучения и решения экономических вопросов ее развития как в сфере оценки спроса на перевозки, пополнения автобусного парка комфортабельными автомобилями, так и в части методологии определения экономической эффективности, ценообразования в зависимости от качества и уровня предоставляемых услуг.
Основным документом, регламентирующим международные пассажирские перевозки, является Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, принятая в Бишкеке 9 октября 1997 г. Согласно статьи 2 указанного документа общие условия международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа регламентируются следующими документами:
• многосторонними конвенциями и соглашениями;
• двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении;
• национальным законодательством государств.
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о международном автомобильном сообщении от 15.04.2003г., действующее в настоящее время определяет порядок осуществления перевозок пассажиров автобусами в регулярном и нерегулярном международном сообщении.
Маршрут следования автобуса, осуществляющего нерегулярную пассажирскую международную автомобильную перевозку, заранее не согласуется и не имеет расписания. В отношении таких перевозчиков следует учитывать требования статьи 5 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, где установлены случаи, когда требуется получение разрешения на перевозку и когда оно не требуется. В частности, Разрешения не требуется в двустороннем и транзитном сообщении, если группа пассажиров одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе и при этом поездка начинается и заканчивается на территории страны регистрации автобуса, либо поездка начинается на территории государства страны регистрации а заканчивается на территории другого государства (при условии что автобус выезжает в порожнем состоянии), и третий случай — когда автобус въезжает на территорию другой страны, чтобы забрать доставленную ранее этим перевозчиком группу пассажиров. В перечисленных случаях водитель автобуса обязан иметь список пассажиров, составленный отправителем и перевозчиком.
Характерно, что рассматриваемое Соглашение не регулирует перевозку пассажиров в режиме такси и автомобилями вместимостью менее 9 мест для сидения, включая место водителя, то есть легковыми автомобилями, что является актуальным в настоящее время.
Мечта любого пассажира – быть доставленным до места назначения как можно быстрее, дешевле, безопаснее и желательно с комфортом. В этом отношении «регулярщики» полностью лишены мобильности и связаны расписанием, строго установленными пунктами посадки высадки пассажиров. Данной «слабостью» пользуются те, кто стремится заработать на перевозках — то есть владельцы автомобилей малой вместимости, которые не подпадают под государственный транспортный контроль. Такие перевозчики осуществляют посадку-высадку пассажиров в удобное для них время, и стараются доставлять их прямо по адресу назначения каждого. Конечно, это серьезное преимущество в части конкуренции, но в части обеспечения безопасности и контроля минимальных межгосударственных требований к ней – здесь много вопросов и сомнений! Пассажир всегда должен помнить в первую очередь о надежности перевозчика и о безопасности перевозки. Безопасность и надежность достигается нормированием маршрутной скорости автотранспортного средства, а также строгим режимом труда и отдыха водителей. Эти две характеристики регулируются государством посредством установления расписания движения (регулярность перевозок) и контроля режима труда и отдыха водителей. Совершенно очевидно, что автомобили малой вместимости не попадают в сферу государственного контроля.
Отдельные перевозчики позволяют себе осуществлять нерегулярные рейсы без соответствующих разрешений. И мало того, Управление государственного автодорожного надзора по Омской области уже столкнулось с отдельными случаями, когда водители таких транспортных средств игнорируют остановки инспектирующими сотрудниками для проведения государственного контроля международных автомобильных перевозок. Это уже противозаконно!
Невыполнение законного требования должного лица контролирующего органа на остановку транспортного средства влечет за собой административную ответственность водителя и должностного лица (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,5-1 тысячи рублей; на должностных лиц — 2-4 тысяч рублей»).
Как правило, в таких случаях в отношении владельца транспортного средства проводится административное расследование причин невыполнения водителем требования инспекторского состава на остановку с применением вышеуказанных мер административного штрафа в отношении водителя и профилактических мер к владельцу. В случае непредставления информации о водителях, наступает административная ответственность владельца ТС, предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ: «невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1-1,5 тысяч рублей; на должностных лиц — 2-3 тысяч рублей; на юридических лиц — 50-100 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток».
До сих пор не изжиты случаи нарушений режима труда и отдыха водителей автобусов, осуществляющих нерегулярные перевозки. Вместе с тем выполнение рейса без контрольного устройства (тахографа) или неведение в установленном порядке записей контрольного устройства, а равно несоблюдение режима труда и отдыха водительским составом влечет за собой административную ответственность по ч. 1 и ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ – влечет наложение административного штрафа в первом случае на граждан в размере от 1 до 3 тысяч рублей; на должностных лиц — 5-10 тысяч рублей, во втором случае — в размере от 1 до 3 тысяч рублей.
Как уже указывалось выше, имеют место случаи выполнения нерегулярной перевозки пассажиров без разрешения. Перевозчик и водитель должен помнить, что к административной ответственности привлекается водитель транспортного средства и владелец в соответствии со статьей 11.29 КоАП РФ:
1. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — в влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере 3-4 тысячи рублей; на должностных лиц — 30-40 тысяч рублей; на юридических лиц 300-400 тысяч рублей.
2. Осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории другого государства на территорию РФ, влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере 4-5 тысяч рублей; на должностных лиц — 40-50 тысяч рублей; на юридических лиц — 400-500 тысяч рублей.
При этом транспортное средство помещается на специализированную стоянку для задержанных транспортных средств до устранения нарушений.
Управление государственного автодорожного надзора по Омской области в лице заместителя начальника А.Е Мариничева просит проявить бдительность к вопросам безопасности перевозок! Не допускайте случаев нарушений установленных международных норм, касающихся организации и осуществления транспортировки пассажиров.
|