Отцами первых транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания считают немецких изобретателей Карло Бенца (1844-1929 гг.) и Готтмих Даймлера (1834-1960 гг.). Первый из них в 1886 году получил патент на построенный им трехколесный автомобиль. Второй, имея ряд патентов на конструкции двигателей, в 1885 г. оборудовал одним из них мотоцикл, а в 1886 г. - автомобиль.
Независимо друг от друга Бенц и Даймлер не только выдвинули идею и оформили свой приоритет в виде патентов, но, в отличие от многих изобретателей, реализовали его в металле, испытали и, что мало кому тогда удавалось, внедрили, как теперь бы сказали, в производство. Более того, в дальнейшем Бенц и Даймлер непрерывно совершенствовали конструкции автомобилей, расширяли масштабы их выпуска. Начатое ими дело после слияния в 1926 г. фирм «Даймлер» и «Бенц» продолжило развиваться. Тогда же и появилась марка «Мерседес-Бенц». Внимательный читатель спросит: как же так, объединились «Даймлер» и «Бенц», откуда вдруг – «Мерседес-Бенц»?
Ищите женщину
История этого славного имени восходит к 1893 году и связана с личностью Эмиля Еллинека. Австрийский предприниматель, дипломат (консул Австро-Венгрии в Ницце) - в конце 80-х годов позапрошлого века увлекся новомодными автомобилями и приобрел машину производства фирмы «Даймлер». Быстро освоив непростое управление «железным чудовищем», Эмиль стал участвовать в самых первых автомобильных гонках. Вскоре он стал главным импортером автомобилей фирмы «Даймлер» во Францию. Новичку было не просто соперничать с асами автомобильного спорта, и Еллинек это прекрасно понимал. Чтобы в случае не опорочить высокое звание консула могущественной Австро-Венгрии, Эмиль принимает псевдоним Месье Мерседес. Первые соревнования Месье блистательно проиграл. Но упорства и упрямства ему было не занимать - на каждой гонке он набирал очки, и вскоре имя Месье Мерседес стали напрямую связывать с фирмой «Даймлер», на машинах которой выступал таинственный незнакомец. Эмиль познал все плюсы и минусы в конструкции машин Даймлера на собственном спортивном опыте, и когда пришла пора купить новый автомобиль для гонок, Эмиль встретился с главным конструктором DMG Вильгельмом Майбахом и предложил внести в конструкцию нового автомобили ряд изменений: установить четырехцилиндровый двигатель, сделать машину устойчивой, укрепить подвеску... И на очередных гонках в Ницце в 1899 году, выступая на усовершенствованном автомобиле, Месье Мерседес одержал заслуженную победу. Тогда имя Мерседес и фирма «Даймлер» впервые прославились на весь мир. А история этого загадочного псевдонима проста - так звали десятилетнюю дочь Еллинека.
Рождение марки
Через год после блистательной победы Месье Мерседес на гонках, «Даймлер» понесла невосполнимую утрату - не стало основателя фирмы Готтлиба Даймлера. В том же году Еллинек приехал в Канштадт, где размещалось основное производство автомобилей Даймлера, с предложением усовершенствовать конструкцию автомобиля. Нужно было увеличить колесную базу, понизить центр тяжести, повысить мощность двигателя до 35 л.с., внести другие конструктивные изменения. На постройку партии из 36-ти автомобилей Эмиль Еллинек выделил 550 тысяч золотых марок. Это был ошеломляющий заказ - коммерсант покупал треть готового производства фирмы! Взамен Эмиль попросил «всего лишь» изменить марку производимых автомобилей - не «Даймлер», а «Мерседес». Компания после смерти ее основателя испытывала большие финансовые затруднения, и небывалый по сумме заказ был как нельзя кстати. Но менять имя основателя было негоже, поэтому пришли к соглашению - автомобиль будет носить имя «Мерседес», но сохранит даймлеровскую звезду, под которой должно быть написано «Мерседес», а на капоте - «Мерседес-Даймлер».
И вот 22 декабря 1900 года из ворот Daimler Motoren Gesellchaft вышел первый «Мерседес» - первый настоящий автомобиль в нынешнем понимании этого слова, а не самоходная коляска или карета, как раньше.
«Мерседес» явил собой новый шаг в развитии автомобиля, окончательно отделивший его от каретных конструкций - с длинной базой, низко расположенным центром тяжести, колесами одинакового диаметра, сотовым радиатором, наклонным рулевым валом. Новый четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 5,9 литра развивал фантастическую мощность - 35 лошадиных сил, имел алюминиевый блок со сгруппированными попарно цилиндрами. На каждую пару приходилась собственная головка и карбюратор. Наконец, барабанные тормоза! До этого на автомобилях применялись исключительно ненадежные и недолговечные ленточные конструкции. У машины была штампованная стальная рама с лонжеронами переменного сечения, облегченное рулевое управление, отдельный рычаг для каждой передачи и надежное сцепление.
О новых машинах заговорили в Европе, Америке, Азии. Марка стала гарантией скорости, комфорта и качества. И хотя все знали, что «Мерседес» делает фирма «Даймлер», красивое испанское имя начало вытеснять название фирмы. В 1902 году оно стало официально зарегистрированной маркой, а фирма вскоре приняла наименование «Даймлер-Мерседес». Техническая новизна машины способствовала выдающейся управляемости и стала главным аргументом новой марки в борьбе за покупателя и призы на гоночной трассе.
Уже в марте 1901 года после нескольких уверенных побед спортсменов на «Мерседесе» заговорили о наступлении «эры Мерседес». Вскоре модельный ряд пополнился еще двумя, правда, менее мощными, машинами похожей конструкции. А тем временем инженерная мысль главного конструктора фирмы - Вильгельма Майбаха - не замирала ни на минуту. Через два года появилась версия «Мерседес-Симплекс» - более удобная и легкая в управлении и более мощная. В то время возникающие в Германии новые автозаводы выходят на рынок главным образом с моделями малой мощности - до 10 лошадиных сил, «Даймлер» продолжает производство автомобилей многоцилиндровых, с большой мощностью.
Простота дорогого стоит
Достойным представителем этих моделей фирмы «Даймлер» был дорожный «Мерседес-Симплекс». Его создатель Вильгельм Майбах использовал уже отработанные на первых моделях конструктивные новинки. Расположенный спереди четырехцилиндровый двигатель имел объем 3050 см3. При диаметре цилиндров 90 мм, ходе поршня 120 мм, он развивал мощность 33 лошадиные силы, при 1200 об/мин. Появилась новая система смазки двигателя, педаль акселератора заменила ручную регулировку газа. В трансмиссии ходовой части вместо скользящих втулок были использованы шарикоподшипники. Четырехступенчатая коробка передач с задним ходом была выполнена из легкого алюминиевого сплава в едином картере. Сама коробка располагалась ближе к ведущей задней оси, чтобы уменьшить длину цепной передачи - при такой большой мощности применение кардана считалось ненадежным. Изготовленные из дерева обода колес имели пневматические резиновые покрышки. Тормозная механическая система приводила в действие задние тормозные барабаны. Продолговатая, низко посаженная штампованная из стали рама с переменным сечением и длинная база позволили удачно распределить нагрузку по осям и создать максимальные удобства в пути. Собственная масса «Симплекса» составляла 900 кг, он развивал скорость до
80 км/ч. «Симплексы» выпускались несколько лет и заслужили самые лестные отзывы потребителей. Отмечались беспрецедентные тишина и надежность шасси Mercedes Simplex с шарикоподшипниками в трансмиссии и шинами Continental. «Симплексом» его назвали за простоту управления с помощью руля, рычага коробки передач и трех педалей. Несмотря на свою «простоту», это был один из самых дорогих автомобилей этого времени. База варьировалась от 3020 до 3545 мм у разных моделей, и это при двухместных кузовах! Впрочем, «Симплексы» выпускались и с закрытыми кузовами - благо, прочная рама позволяла устанавливать и тяжелые многоместные кузова, например Reiselimousine. Двухместные кузова отличались элегантностью, функциональностью и производились в различных версиях.
Живой «классик»
«Мерседес-Симплекс 40 PS» 1902 года считают старейшим оригинальным автомобилем «Мерседес» - ни одной более ранней машины из всех, официально выпускавшихся с 1900 года, не сохранилось. Поэтому когда пять лет назад проходили мероприятия, посвященные столетнему юбилею марки, из заводского музея в Штутгарте ради такого случая выкатили Simplex 1902 года, на котором президент концерна профессор Юрген Хубберт совершил короткую поездку. Таким образом, наглядно было продемонстрировано: сто лет для «Мерседес» - не срок. Несмотря на более чем почтенный возраст, автомобиль находится в прекрасном состоянии и бегает достаточно бодро. «Мерседес-Симплекс» представлял собой современную концепцию автомобиля, он стал законодателем «классики». Большинство последующих конструкций, так или иначе, брали пример с него: жесткая рама с за-крепленным на ней кузовом, переднерасположенный двигатель. Различить марку автомобиля можно было только по форме радиатора, потому что все остальное стремилось к пропорциям «классика», то есть «Мерседес-Симплекс».
Авторская рубрика
Александра ЯШКЕВИЧА
|