Информационно экономический канал Омской области
Понедельник, 20.01.2025, 08:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Автомобильное зеркало с регистратором

Статистика
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Статьи

Главная » Статьи » Публикации » Омские автоновости

Памятники на колесахПродолжительность жизни «памятников» ретротранспорту зависит только от энтузиастов и любителей автостарины, которым удалось сохранить по крайней мере четыре омские машины на пьедесталах: ЗиС-5 - у СибАДИ, ГАЗ-ААА – у омского автобусного завода, ГАЗ-51 – на боксе автошколы РОСТО (ДОСААФ) и ЗИЛ-585 – в конце улицы Орджоникидзе

Легендарная «трехтонка»

ЗиС-5, установленный на монументе славы автомобилистам перед учебными корпусами Сибирской автодорожной академии, в СССР начали выпускать в 1933 году. Сразу три отечественных завода наладили конвейер последователя «АМО-3» - московский ЗиС, УльЗиС и УралЗиС. Советская автомобильная промышленность так торопилась доказать свою состоятельность в производстве такого плана машин, что начала собирать ЗиС-5 без опытного образца. Хотя «трехтонка» появилась благодаря американскому грузовику «Автокар», узлы и агрегаты которого в свое время устанавливались на ЗиС-5. Позже на базе «трехтонки» было разработано 25 модификаций, 19 из которых были поставлены на поток. А всего было выпущено более 530 тысяч таких автомобилей.

Для того времени ЗиС-5 имел классическую конструкцию: несущая рама, ведущий задний мост, рессорная подвеска без амортизаторов, механический привод тормозов, деревянная кабина, обитая жестью. Несмотря на небольшие размеры (высота 2,16 м, ширина – 2,23 м, длина – 6,06 м) и по нынешним меркам малую скорость (максимальная - 60 км/ч) «трехтонка» заслужила хорошую репутацию во время Великой Отечественной войны. Неприхотливый, надежный и в лютый мороз, и в жару ЗиС-5 не раз выручал бойцов.

На омском монументе «трехтонка» появилась в июле 1978 года, до СибАДИ она добралась своим ходом. Периодически автомобильный раритет реставрируют сами студенты. Говорят, что он даже участвовал в параде в честь 50-летия со дня Победы.

«Отец» бронетранспортеров

Через год после выпуска ЗиС-5 Горьковский автомобильный завод начал сборку более проходимых грузовиков ГАЗ-ААА, один из экземпляров которых стоит на постаменте у омского автобусного завода. Во время войны, в период с 1944 по 1945 гг., именно на нашем заводе ремонтировали привезенные по железной дороге покореженные в боях ГАЗ-ААА или «полуторки». Один из них «дожил» и до наших дней, правда, в несколько другом «зеленом» цвете с замененными на стальные листы стеклами.

В отличие от легкой «трехтонки» в конструкции «полуторки» изначально были заложены рессорная подвеска, два моста и червячная главная передача для ведущих мостов, что позволяло ГАЗ-ААА преодолевать жесткое бездорожье. Мало того, его проходимость повышалась при помощи цепей, которые устанавливались на задние колеса. Скорость он развивал до 65 км/ч. Единственный недостаток этого автомобиля крылся в слабом 40-сильном моторе. Но через два года после выпуска «полуторки» Горьковский завод позаимствовал, опять же у американского автомобиля «Форд-ВВ» более мощный 50-сильный двигатель. Всего за девять лет производства было выпущено порядка 37 тысяч «полуторок». Позже на шасси ГАЗ-ААА были построены не только ряд специализированных машин – тягачи, пожарные, бронетранспортеры (БА-6, БА-10, БА-10М), но и автомобильные зенитные установки, радиолокационные станции.

Рожденный войной

Послевоенная гордость отечественного автопрома – ГАЗ-51 появилась на боксе автошколы РОСТО (ДОСААФ) сравнительно недавно – около четырех лет назад. Первый послевоенный грузовик, на бампере которого стоит дата открытия автошколы, служит одновременно рекламой и «памятником» ОСОАВИАХИМа. Когда-то ГАЗ-51 действительно служил для обучения вождению на категорию «С».

Разработкой ГАЗ-51 конструкторы Горьковского завода начали заниматься еще во время войны. Первоначально планировалось, что грузоподъемность последователя ГАЗ-ММ будет составлять 2,5 тонны. Однако на первом же конструкторском бюро товарищ Сталин раскритиковал создателей грузовика, приказав увеличить тоннажность до 3 тонн. Те вышли из положения, придумав борт, который можно было нарастить с помощью имевшихся на кузове гнезд для стоек. Прототип окончательного варианта ГАЗ-51 был готов уже к концу войны, а после, летом, как бы сказали сейчас, «концепт-кар» въехал на кремлевскую площадь. Ровно через год было налажено производство грузовика. Благодаря усовершенствованной конструкции машина выдерживала жесткую и длительную эксплуатацию. ГАЗ-51 оснащался самыми современными по тем временам агрегатами и узлами: 6-цилиндровый двигатель со сменными вкладышами подшипников, 4-ступенчатая коробка передач, гидравлический привод тормозов, полуцентробежное сцепление, автоматическое опережение момента зажигания и вакуум-корректор, гидравлические рычажные амортизаторы в подвеске передних колес, термостат в системе охлаждения, хромированные верхние поршневые кольца, «сухие» гильзы цилиндров. До конца выпуска в 1975 году было построено почти три с половиной миллиона этих грузовиков и шасси.

Заброшенный «Захар»

Тяжеловесу, пионеру целины, – ЗИЛ-585, стоящему на пьедестале в конце улице Орджоникидзе, повезло гораздо меньше, чем его соплеменнику ГАЗ-51. Автомобиль, прозванный в свое время «Захаром», сильно потрепало время, и, судя по всему, за ним некому следить: стекла выбиты, двери помяты. Хотя согласно расположенной на нем табличке, в свое время он прошел 1506127 километров и перевез 126 тысяч тонн грузов.

Возможно, этот ЗИЛ-585 постигнет судьба МАЗ-200, на котором когда-то учились вождению студенты Сибирской автодорожной академии. После он попал в одно грузовое предприятие, где и покоился на постаменте несколько лет. А буквально лет пять назад МАЗ-200 исчез.

Бесследно пропали и другие ретромобили: первый электрический транспорт нашего города, располагавшийся у городка Водников, – троллейбус МТБ № 82, послевоенная «Победа», стоявшая возле 5-го таксопарка. Судьбу этих «памятников» проследить очень сложно, ведь ни один из ретромобилей на постаментах не имеет статус памятника.

«Единственные транспортные средства, которые являются объектами культурного наследия, – танк, располагающийся на территории мемориального комплекса Бульвар Победы, и трактор ДТ-54 – памятник труду первоцелинников, установленный в селе Целинное Русскополянского района области, – прокомментировал «АвтоОмску» представитель областного министерства культуры и искусства. – Для того, чтобы поучить статус памятника, необходимо, чтобы постамент простоял 40 лет. Да и то, он будет внесен в реестр памятников культуры только после решения экспертного совета, которое не обязательно будет положительным».

Так что, сколько проживут существующие ныне в Омске автомобильные «памятники», неизвестно. Хотя если администрации округов или городской департамент транспорта заинтересуются этими раритетами и возьмут их на свой баланс, то, возможно, транспортное прошлое нашего города сохранится и для наших потомков.

Катерина Кулькина

ОМСК ЗВУЧИТ ГРОМКО!

19 июня. Площадь у гипермаркета «Континент». Жара. Соревнования по автозвуку IASCA Russia.

По традиции, середина июня ознаменовалась самым главным праздником децибелов и качественного car audio – «Автозвуком-2010». Несмотря на предупреждающие прогнозы синоптиков – мол, столбик термометра достигнет отметки в 39 градусов, омичи не испугались теплового удара, запаслись литрами воды, фотоаппаратами и пришли на соревнования. В программе праздника – все то, чем славится ежегодная звуковая борьба и за что ее так любят: прокачанные «заряженные» автомобили, фантастические суперкары, музыкальный грузовичок с площадкой для танцев и диджейским пультом и, конечно, девушки, без которых невозможно представить «Автозвук-2010»! Омские соревнования, организатором которых ежегодно выступает компания «Аларм-Сервис», со временем набирают силу и популярность. Так, в этом году «звучных» машин стало еще больше, на участие в аудиоборьбе заявились ребята из Тюмени, Новосибирска, Красноярска, Москвы, Павлодара. В веренице автомобилей можно было заметить и Toyota Camry, и Chrysler 300С, и Hyundai Terracan, и Toyota Town Ace. Да что там иномарки – был даже ИЖ с «бочонком» сабвуфера на заднем сиденье. Впрочем, соревнования по автозвуку IASCA Russia – это не просто парад машин с навороченными аудиосистемами и их увлеченными качественным звуком владельцами, это прежде всего конкурс с серьезными требованиями и четким регламентом. В жюри SQ заседали судьи-профессионалы, обладатели международных сертификатов IASCA, которые весьма строго и придирчиво оценивали аудиоподготовку участников. Они обращали внимание не только на качество звучания, но и на безопасность и внешний вид установки. А уж при замерах звукового давления арбитры IdBL устраивали настоящий экзамен для всех, кто решил принять участие: знает ли автовладелец, как работает установка, комфортно ли ее расположение в салоне, уровень защиты аудиокомпонентов от повреждений. А пока строгое жюри оценивало качество, зрители могли наблюдать за проверкой громкости. Под веселую перепалку шутников-ведущих автомобили один за другим вкатывались на специальный подиум, где эксперты оценивали уровень звукового давления. В перерывах между «мини-экзаменами» устраивались небольшие конкурсы: например, на меткость броска. При чем же тут автозвук, спросите вы. Роль летящего в корзину предмета исполняла испытанная временем магнитола, и нужно сказать, в этом конкурсе не повезло ни одному из пяти участников. Все магнитолки разлетелись на куски, а корзина так и осталась пустой. Кроме «веселых стартов», зрителей развлекали зажигательные танцы омской команды черлидеров, которые своими танцами поддерживали боевой настрой конкурсантов.

Соревнования продлились весь день, итоги подводили уже вечером. Награды достались всем – участникам вручили почетные дипломы, победителям – призы и подарки от спонсоров Pioneer, STP, Supra, а зрители получили яркие впечатления.

Алина Степаненко

Чемпионы

Категория SQi

SQi Amateur – Алексей Данилкин (Ford Focus 1)

SQi Pro – Виктор Болдырев (Mitsubishi Colt)

SQi Rookie – Павел Бакин (Toyota Camry)

SQi Ultimate – Сергей Буйносов (BMW 323)

Категория IdBL

Stock 1 – Павел Чапов (Toyota Corolla RunX)

Stock 2 – SPL Team Surgut (Лада Приора)

Stock 3 – Владимир Костюченко (Honda Civic)

Advanced 2 – Евгений Торгов (ВАЗ 2108)

Advanced 3 – Сергей Ремизов (Nissan Elgrand)

Advanced No Wall 1 – Алексей Ерохин (ВАЗ 2108)

Advanced No Wall 2 – Дмитрий Прибора (ВАЗ 21140)

Ultimate 1 – Вячеслав Богданов (ВАЗ 2114)

Ultimate 2 – Сергей Ремизов (Toyota Town Ace)

в тему

Автозвуку – 8 лет!

Впервые в Омске соревнования по автозвуку компания «Аларм-Сервис» провела 8 июня 2002 года. Это стало настоящим событием для города, которое собрало массу восторженных зрителей. В первых омских соревнованиях приняло участие 35 автомобилей из Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска, Павлодара.

Фото 2: Памятники на колесах

 





Категория: Омские автоновости | Добавил: Редактор (07.07.2016)
Просмотров: 1121 | Теги: памятник, Toyota, завод, автобус, Автошкола, соревнования, время, Колеса, газ, зил | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Читайте так же:

В Омске полностью годен к службе лишь каждый второй призывник

В отношении Дмитриевского возбуждено уголовное дело

Валуев заставит омичей бросить курить

Омские казаки вместе с полицейскими будут следить за порядком

Депутаты омского Горсовета предложили пустить аварийные здания под детские сады

На пятую игру «Авангарда» не будут пускать журналистов

Омичи стали больше покупать продуктов питания

По вине омского фермера сгорело два гектара леса

Митрополит Владимир заранее знал имя нового губернатора Омской области

В Омске установлены рекордно высокие цены на «Титаник» в 3D

Омск готов к празднованию Дня Победы

Из-за майских праздников декларационную кампанию продлили до 2 мая

Министерство экономики Омской области расскажет об итогах минувшего года

Промпредприятия Омска увеличили объем налоговых поступлений

В Омске открылось новое печатное издание

Сенатор Сокин сложил с себя полномочия

На социальных ярмарках в Омске начнут устанавливать холодильники

В омских школах запрещено проводить конкурсы среди первоклашек

Министр сельского хозяйства Омской области Раров скончался в больнице

Сибирские эпидемиологи собрались в Омске

 


фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 5


Поиск
Вход на сайт