Продолжительность жизни «памятников» ретротранспорту зависит только от энтузиастов и любителей автостарины, которым удалось сохранить по крайней мере четыре омские машины на пьедесталах: ЗиС-5 - у СибАДИ, ГАЗ-ААА – у омского автобусного завода, ГАЗ-51 – на боксе автошколы РОСТО (ДОСААФ) и ЗИЛ-585 – в конце улицы Орджоникидзе
Легендарная «трехтонка»
ЗиС-5, установленный на монументе славы автомобилистам перед учебными корпусами Сибирской автодорожной академии, в СССР начали выпускать в 1933 году. Сразу три отечественных завода наладили конвейер последователя «АМО-3» - московский ЗиС, УльЗиС и УралЗиС. Советская автомобильная промышленность так торопилась доказать свою состоятельность в производстве такого плана машин, что начала собирать ЗиС-5 без опытного образца. Хотя «трехтонка» появилась благодаря американскому грузовику «Автокар», узлы и агрегаты которого в свое время устанавливались на ЗиС-5. Позже на базе «трехтонки» было разработано 25 модификаций, 19 из которых были поставлены на поток. А всего было выпущено более 530 тысяч таких автомобилей.
Для того времени ЗиС-5 имел классическую конструкцию: несущая рама, ведущий задний мост, рессорная подвеска без амортизаторов, механический привод тормозов, деревянная кабина, обитая жестью. Несмотря на небольшие размеры (высота 2,16 м, ширина – 2,23 м, длина – 6,06 м) и по нынешним меркам малую скорость (максимальная - 60 км/ч) «трехтонка» заслужила хорошую репутацию во время Великой Отечественной войны. Неприхотливый, надежный и в лютый мороз, и в жару ЗиС-5 не раз выручал бойцов.
На омском монументе «трехтонка» появилась в июле 1978 года, до СибАДИ она добралась своим ходом. Периодически автомобильный раритет реставрируют сами студенты. Говорят, что он даже участвовал в параде в честь 50-летия со дня Победы.
«Отец» бронетранспортеров
Через год после выпуска ЗиС-5 Горьковский автомобильный завод начал сборку более проходимых грузовиков ГАЗ-ААА, один из экземпляров которых стоит на постаменте у омского автобусного завода. Во время войны, в период с 1944 по 1945 гг., именно на нашем заводе ремонтировали привезенные по железной дороге покореженные в боях ГАЗ-ААА или «полуторки». Один из них «дожил» и до наших дней, правда, в несколько другом «зеленом» цвете с замененными на стальные листы стеклами.
В отличие от легкой «трехтонки» в конструкции «полуторки» изначально были заложены рессорная подвеска, два моста и червячная главная передача для ведущих мостов, что позволяло ГАЗ-ААА преодолевать жесткое бездорожье. Мало того, его проходимость повышалась при помощи цепей, которые устанавливались на задние колеса. Скорость он развивал до 65 км/ч. Единственный недостаток этого автомобиля крылся в слабом 40-сильном моторе. Но через два года после выпуска «полуторки» Горьковский завод позаимствовал, опять же у американского автомобиля «Форд-ВВ» более мощный 50-сильный двигатель. Всего за девять лет производства было выпущено порядка 37 тысяч «полуторок». Позже на шасси ГАЗ-ААА были построены не только ряд специализированных машин – тягачи, пожарные, бронетранспортеры (БА-6, БА-10, БА-10М), но и автомобильные зенитные установки, радиолокационные станции.
Рожденный войной
Послевоенная гордость отечественного автопрома – ГАЗ-51 появилась на боксе автошколы РОСТО (ДОСААФ) сравнительно недавно – около четырех лет назад. Первый послевоенный грузовик, на бампере которого стоит дата открытия автошколы, служит одновременно рекламой и «памятником» ОСОАВИАХИМа. Когда-то ГАЗ-51 действительно служил для обучения вождению на категорию «С».
Разработкой ГАЗ-51 конструкторы Горьковского завода начали заниматься еще во время войны. Первоначально планировалось, что грузоподъемность последователя ГАЗ-ММ будет составлять 2,5 тонны. Однако на первом же конструкторском бюро товарищ Сталин раскритиковал создателей грузовика, приказав увеличить тоннажность до 3 тонн. Те вышли из положения, придумав борт, который можно было нарастить с помощью имевшихся на кузове гнезд для стоек. Прототип окончательного варианта ГАЗ-51 был готов уже к концу войны, а после, летом, как бы сказали сейчас, «концепт-кар» въехал на кремлевскую площадь. Ровно через год было налажено производство грузовика. Благодаря усовершенствованной конструкции машина выдерживала жесткую и длительную эксплуатацию. ГАЗ-51 оснащался самыми современными по тем временам агрегатами и узлами: 6-цилиндровый двигатель со сменными вкладышами подшипников, 4-ступенчатая коробка передач, гидравлический привод тормозов, полуцентробежное сцепление, автоматическое опережение момента зажигания и вакуум-корректор, гидравлические рычажные амортизаторы в подвеске передних колес, термостат в системе охлаждения, хромированные верхние поршневые кольца, «сухие» гильзы цилиндров. До конца выпуска в 1975 году было построено почти три с половиной миллиона этих грузовиков и шасси.
Заброшенный «Захар»
Тяжеловесу, пионеру целины, – ЗИЛ-585, стоящему на пьедестале в конце улице Орджоникидзе, повезло гораздо меньше, чем его соплеменнику ГАЗ-51. Автомобиль, прозванный в свое время «Захаром», сильно потрепало время, и, судя по всему, за ним некому следить: стекла выбиты, двери помяты. Хотя согласно расположенной на нем табличке, в свое время он прошел 1506127 километров и перевез 126 тысяч тонн грузов.
Возможно, этот ЗИЛ-585 постигнет судьба МАЗ-200, на котором когда-то учились вождению студенты Сибирской автодорожной академии. После он попал в одно грузовое предприятие, где и покоился на постаменте несколько лет. А буквально лет пять назад МАЗ-200 исчез.
Бесследно пропали и другие ретромобили: первый электрический транспорт нашего города, располагавшийся у городка Водников, – троллейбус МТБ № 82, послевоенная «Победа», стоявшая возле 5-го таксопарка. Судьбу этих «памятников» проследить очень сложно, ведь ни один из ретромобилей на постаментах не имеет статус памятника.
«Единственные транспортные средства, которые являются объектами культурного наследия, – танк, располагающийся на территории мемориального комплекса Бульвар Победы, и трактор ДТ-54 – памятник труду первоцелинников, установленный в селе Целинное Русскополянского района области, – прокомментировал «АвтоОмску» представитель областного министерства культуры и искусства. – Для того, чтобы поучить статус памятника, необходимо, чтобы постамент простоял 40 лет. Да и то, он будет внесен в реестр памятников культуры только после решения экспертного совета, которое не обязательно будет положительным».
Так что, сколько проживут существующие ныне в Омске автомобильные «памятники», неизвестно. Хотя если администрации округов или городской департамент транспорта заинтересуются этими раритетами и возьмут их на свой баланс, то, возможно, транспортное прошлое нашего города сохранится и для наших потомков.
Катерина Кулькина
ОМСК ЗВУЧИТ ГРОМКО!
19 июня. Площадь у гипермаркета «Континент». Жара. Соревнования по автозвуку IASCA Russia.
По традиции, середина июня ознаменовалась самым главным праздником децибелов и качественного car audio – «Автозвуком-2010». Несмотря на предупреждающие прогнозы синоптиков – мол, столбик термометра достигнет отметки в 39 градусов, омичи не испугались теплового удара, запаслись литрами воды, фотоаппаратами и пришли на соревнования. В программе праздника – все то, чем славится ежегодная звуковая борьба и за что ее так любят: прокачанные «заряженные» автомобили, фантастические суперкары, музыкальный грузовичок с площадкой для танцев и диджейским пультом и, конечно, девушки, без которых невозможно представить «Автозвук-2010»! Омские соревнования, организатором которых ежегодно выступает компания «Аларм-Сервис», со временем набирают силу и популярность. Так, в этом году «звучных» машин стало еще больше, на участие в аудиоборьбе заявились ребята из Тюмени, Новосибирска, Красноярска, Москвы, Павлодара. В веренице автомобилей можно было заметить и Toyota Camry, и Chrysler 300С, и Hyundai Terracan, и Toyota Town Ace. Да что там иномарки – был даже ИЖ с «бочонком» сабвуфера на заднем сиденье. Впрочем, соревнования по автозвуку IASCA Russia – это не просто парад машин с навороченными аудиосистемами и их увлеченными качественным звуком владельцами, это прежде всего конкурс с серьезными требованиями и четким регламентом. В жюри SQ заседали судьи-профессионалы, обладатели международных сертификатов IASCA, которые весьма строго и придирчиво оценивали аудиоподготовку участников. Они обращали внимание не только на качество звучания, но и на безопасность и внешний вид установки. А уж при замерах звукового давления арбитры IdBL устраивали настоящий экзамен для всех, кто решил принять участие: знает ли автовладелец, как работает установка, комфортно ли ее расположение в салоне, уровень защиты аудиокомпонентов от повреждений. А пока строгое жюри оценивало качество, зрители могли наблюдать за проверкой громкости. Под веселую перепалку шутников-ведущих автомобили один за другим вкатывались на специальный подиум, где эксперты оценивали уровень звукового давления. В перерывах между «мини-экзаменами» устраивались небольшие конкурсы: например, на меткость броска. При чем же тут автозвук, спросите вы. Роль летящего в корзину предмета исполняла испытанная временем магнитола, и нужно сказать, в этом конкурсе не повезло ни одному из пяти участников. Все магнитолки разлетелись на куски, а корзина так и осталась пустой. Кроме «веселых стартов», зрителей развлекали зажигательные танцы омской команды черлидеров, которые своими танцами поддерживали боевой настрой конкурсантов.
Соревнования продлились весь день, итоги подводили уже вечером. Награды достались всем – участникам вручили почетные дипломы, победителям – призы и подарки от спонсоров Pioneer, STP, Supra, а зрители получили яркие впечатления.
Алина Степаненко
Чемпионы
Категория SQi
SQi Amateur – Алексей Данилкин (Ford Focus 1)
SQi Pro – Виктор Болдырев (Mitsubishi Colt)
SQi Rookie – Павел Бакин (Toyota Camry)
SQi Ultimate – Сергей Буйносов (BMW 323)
Категория IdBL
Stock 1 – Павел Чапов (Toyota Corolla RunX)
Stock 2 – SPL Team Surgut (Лада Приора)
Stock 3 – Владимир Костюченко (Honda Civic)
Advanced 2 – Евгений Торгов (ВАЗ 2108)
Advanced 3 – Сергей Ремизов (Nissan Elgrand)
Advanced No Wall 1 – Алексей Ерохин (ВАЗ 2108)
Advanced No Wall 2 – Дмитрий Прибора (ВАЗ 21140)
Ultimate 1 – Вячеслав Богданов (ВАЗ 2114)
Ultimate 2 – Сергей Ремизов (Toyota Town Ace)
в тему
Автозвуку – 8 лет!
Впервые в Омске соревнования по автозвуку компания «Аларм-Сервис» провела 8 июня 2002 года. Это стало настоящим событием для города, которое собрало массу восторженных зрителей. В первых омских соревнованиях приняло участие 35 автомобилей из Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска, Павлодара.
|