Не экономьте на бензине!
Залив в бак сомнительное топливо, вы рискуете нарваться на серьезный ремонт
Заправляюсь у дороги
Недавно позвонил мне один знакомый и пожаловался на капризный «движок», мол, не тянет, дергается. «Сейчас заехал на сервис, а мне заявляют, что необходимо промыть форсунки, - рассказал Сергей, мой товарищ. - Я же проводил эту процедуру полгода назад, разве есть в этом необходимость?» Прошу дать трубку механику и после короткой беседы с ним заявляю своему знакомому, что необходимо не только промыть форсунки, но и поменять топливный фильтр и все свечи. В этой фирме не «разводят» клиента на «бабки», а выполняют все необходимые работы с заменой «расходных материалов». Технологию нарушать нельзя, если у клиента другое мнение – тогда в гараж к «дяде Васе», только без гарантии.
Через несколько часов Сергей уже у меня в гостях. Мы продолжаем беседу, выясняя причину неисправности. «Какой бензин ты заливаешь в свою «Тойоту»? — «Ну, как же... высокосортный, чистый, высокооктановый», - отвечает он, совершенно искренне считая эти термины синонимами слова «качественный». Но из желания сэкономить заправляется Сергей у дороги из бензовоза. Как же, ведь там на три рубля дешевле! А бензин чистенький, как слеза!
Ну что ж, придется объяснять прос-тые истины.
Главное - технология
Одна и та же марка бензина разных производителей отличается друг от друга. Ничего страшного в этом нет, главное, чтобы бензин соответствовал требованиям нормативных документов, ГОСТам и ТУ. То есть Аи-80 может быть качественнее, чем Аи-98, если первый получен с соблюдением технологий, а второй с ее нарушением. И все же говоря о качестве, надо учитывать и отсутствие вредных примесей и экологические требования. Пришло время говорить о соответствии бензинов (не только ГОСТам и ТУ) требованиям Европейского союза, иными словами нормам «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4».
Говоря о качественных бензинах, мы не можем обойти такой важный показатель, как октановое число (ОЧ). Оно в обязательном порядке числится во всех документах, от ГОСТа до паспорта качества.
Итак, ОЧ качественно оценивает стойкость бензина к детонации или, проще говоря, ОЧ показывает, насколько применяемое топливо соответствует степени сжатия данного двигателя. Различают октановое число, определяемое по моторному (ОЧМ) и исследовательскому (ОЧИ) методу, однако условия проведения «моторных» и «исследовательских» испытаний не одинаковы, поэтому ОЧМ и ОМИ одного и того же бензина могут существенно отличаться. Если в маркировке автомобильного бензина применяют «моторное ОЧ», то пишется с буквой «А», например А-76, если же бензин промаркирован по «исследовательскому» методу, то к букве «А» добавляется «И», например Аи-95. Разницу между ОЧМ и ОЧИ называют «чувствительностью», чем она меньше, тем лучше. А этот показатель зависит от ароматических или парафиновых углеводородов. Если в бензине много ароматических углеводородов, то и чувствительность будет значительной, а вот парафиновые углеводороды (алкилаты) чувствительность снижают. Поэтому алкилат – желанный компонент в автомобильном бензине. Кроме ОЧМ и ОЧИ существуют и другие показатели детонационной стойкости топлива – например, КРДС – коэффициент распределения детонационной стойкости, или «фронтальное октановое число». Эта характеристика показывает, насколько октановое число головных фракций отличается от октанового числа самого бензина. Выглядит это так. Если не выдержан КРДС в требуемых параметрах, то при разгоне автомобиля легкие фракции сгорают в первую очередь, последующие фракции, отставая по КРДС от легких, провоцируют детонацию. В жизни это выглядит так: заправился 95-м, «пальчики» зазвенели. А еще в таких стандартах есть понятие «фактическое октановое число» - оно определяется на стенде, при определенной скорости и нагрузке. Словом, характеристик детонационной стойкости бензина много, оно и понятно: двигатель нуждается в топливе, обеспечивающем хорошую работу на всех режимах.
А как улучшить детонационную стойкость бензина? Для решения этой проблемы в бензин вводят антидетонационные присадки: это и запрещенные с 2003 года ядовитые этиловые жидкости, антидетонаторы, содержащие свинец (тераэтилсвинец). И широко применяемые ныне метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), азотосодержащие ароматические соединения амины (АДА), а также присадки на основе марганца и железа. Разные присадки по-разному изменяют детонационную стойкость топлива. Например, МТБЭ приносит в бензин высокооктановую составляющую, эфир «выкипает» при температуре 55°С, т. е. находится в «головной» фракции топлива, а поэтому улучшает свойства легкокипящих составляющих бензина. Другими словами, обеспечивает высокое фронтальное октановое число. Однако МТБЭ имеет невысокую теплоту сгорания и его содержание в бензине ограничивается нормой в 15%. Присадки на основе марганца или АДА относятся к высококипящим и повышают октановое число «хвостовых» фракций бензина. Словом, антидетонационные присадки существенно влияют на качество бензина.
Губит мотор нагар
Конструкторы ДВС совершенствуют системы впрыска, разрабатывают каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, но некачественный бензин губит на корню все изыски. Из-за него образуются нагар в камере сгорания, отложения в системе питания, вызывающие отклонения в работе двигателя, сбои в системе управления ДВС. Больше всего страдают от них форсунки, тарелки впускных клапанов, узел дроссельной заслонки.
В частности, образование отложений в распределительной части форсунок происходит впервые 10-15 минут после остановки горячего двигателя, когда форсунки находятся под остаточным давлением. Топливо под действием высоких температур начинает испаряться, легкие фракции улетучиваются, а тяжелые образуют слои твердых отложений в седле распылителя. А на тарелках впускных клапанов отложения несколько другие – «тяжелые», «смолянистые». Причина одна – некачественный бензин. При повышенном содержании серы продукты ее сгорания выводят из строя каталитический нейтрализатор. Чрезвычайно вреден для ДВС избыток металлосодержащих антидетонационных присадок на основе марганца и железа, как результат – «шунтирование» свечей (продукты сгорания выстраивают «мостик» между электродами). Но! Прошу заметить! Вредны не присадки, а их избыток! На НПЗ качества добиваются соблюдением технологии, а «бодяжники» повышают «октан» убойной дозой присадок.
А своему знакомому Сергею я посоветовал заправлять «Тойоту» на АЗС, реализующих продукцию известных НПЗ, а не гнаться за призрачной экономией, заправляясь дешевым бензином из бензовоза на дороге. Чего желаю и вам.
Авторская рубрика
Леонида Землянова Толковые советы
Тонировку — долой!
С 19 по 23 января 2011 Госавтоинспекция измеряла светопропускание стекол омских машин.
В итоге составлено 109 протоколов за нарушение ПДД, связанные с тонировкой. На месте устранили данное нарушение 29 водителей.
23 сентября 2010 года вступил в силу технический регламент о безопасности колесных транспортных средств и поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, значительно повышающие штраф за тонированные стекла. Теперь за тонировку не по регламенту придется заплатить 500 рублей. Как показывает ситуация на дороге, далеко на все автолюбители избавились от пленочных покрытий, нанесенных на лобовое и боковые передние стекла, продолжая эксплуатировать транспортные средства с нарушением ПДД.
С момента вступления в силу технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях за указанное правонарушение привлечено 2479 водителей, управлявших транспортными средствами с нанесенным пленочным покрытием, столько же выдано и требований об устранении недостатков в техническом состоянии транспортного средства.
Кстати, за невыполнение законного требования 22 водителя по решению суда были подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей, 6 — административному аресту на срок до 15 суток. В отношении 12 водителей решение судьей еще не вынесено.
Закон
В настоящее время при возбуждении административного делопроизводства в отношении водителя по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, выраженного в нарушении перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (в том числе управление автомобилем с тонированными стеклами, светопропускание которых не соответствует ГОСТу 5727-88), выдается требование о прекращении административного правонарушения.
В случае повторного совершения правонарушения, предусмот-ренного ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, в отношении лица, которому ранее выдавалось такое требование, возбуждается дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, за неповиновение законному требованию сотрудника милиции о прекращении административного правонарушения. Ранее выданное требование приобщается к протоколу, составленному по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, а правонарушитель доставляется в суд для дальнейшего разбирательства.
Комментарий начальника УГИБДД УВД по Омской области полковника милиции Сергея Вячеславовича Дмитриевского:
«Тонирование стекол автомобиля – весьма распространенная составляющая современного внешнего тюнинга. Среди большинства автолюбителей существует мнение о том, что ограничения в отношении затемнения – это лишь бесполезные правила, которые можно не соблюдать, но закон един для всех – как для физических лиц, так и для организаций, каких-либо согласований по тонировке или отступлений от требований регламента нет и быть не может. Напоминаю всем водителям о том, что в соответствии с п. 7 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация «… установка дополнительных предметов или нанесение покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя транспортных средств, запрещены…», так как создают угрозу безопасности дорожного движения и могут стать причиной ДТП, особенно в темное время суток».
|