Что это?
Тюнинг постепенно входит в жизнь не только любителей погонять «с ветерком», но и среднестатистических автовладельцев. Под это понятие можно подвести абсолютно любое приспособление, в какой-либо мере улучшающее как внешний вид машины, так и его динамические характеристики. «Мухобойка» на капоте и тонировка «в ноль» также могут быть причислены к лику «святых», правда, серьезно греша против истины. Дилетанты тюненным назовут любой автомобиль, с пробуксовкой трогающийся со светофора и рычащий своей выпускной системой на ближайшие кварталы.
На самом деле, все намного сложнее – улучшения и доводка могут коснуться практически всех частей автомобиля. Машина, как изделие из железа, может вытерпеть многое, но если подходить к ее механизму, как к «живому», можно обнаружить новые, доселе неизвестные качества. Замена обычной штатной детали на иную, более надежную, более производительную – хорошо, но только тогда, когда все меняется в комплексе.
Для начала рассмотрим примерную классификацию возможных доводок, формирующих образ тюненной машины.
Экстерьер
Первым и самым безобидным для машины является внешний тюнинг, поскольку не предполагает никаких изменений, существенно влияющих на тактико-технические характеристики автомобиля. Зато в потоке вы явно будете выделяться. Компаний, предлагающих элементы внешнего (кузовного) украшательства, в нашем городе предостаточно. Это как тюнинг-ателье, использующие покупные детали, так и небольшие частные фирмы, изготавливающие самостоятельно по своим матрицам обвесы и детали экстерьера. В моде сейчас альтернативная оптика – ксеноновые фары и стоп-сигналы «а-ля» Lexus. На двери автомобиля можно нанести «оракал» - специальную термическую пленку с любым рисунком. Внешность также можно изменить с помощью пластикового обвеса, – вместо невзрачного штатного бампера установить «губу», царапающую асфальт. Размер «губы» зависит от качества дорожного покрытия и вкуса. Весьма популярны накладки на пороги, задние бамперы, антикрылья, а для внедорожников – «кенгурятники».
Тонировку тоже не следует сбрасывать со счета – в каталогах можно «нарыть» довольно экзотические расцветки тонировочной пленки. Ну и самый экстравагантный и дорогой способ самовыражения – аэрография. Российских специалистов в этой сфере можно пересчитать по пальцам, но Омску повезло – к нескольким мастерам высокого класса уже буквально выстраиваются очереди.
Впрочем, начав с малого, автомобилист уже не остановится. После усовершенствования одного элемента обычно следует второй. А затем вся свободная наличность уходит в машину – красота требует жертв.
Интерьер
Здесь также немало возможностей для переделок. Начав с замены пластикового руля на модный Momo, можно «попасть» на кардинальную перетяжку и шумоизоляцию салона. Кто-то увлекается салонной живописью, кто-то отделывает внутреннее пространство дорогими материалами, кто-то неравнодушен к электронике и аудиосистемам. Даже дополнительные датчики, указатели параметров работы автомобиля могут существенно изменить интерьер. Музыкальные компоненты, кстати, можно отнести к особому виду доводки машины. Инсталлировать Hi-Fi и Hi-End музыку – дело довольно тонкое и дорогое, но аудиофилы готовы платить огромные деньги, дабы прочувствовать всю глубину сцены, услышать в симфонии посапывание третьей скрипки и легкий всхлип растроганной бабушки из третьего ряда на галерке.
Класс «Любитель»
К следующему виду тюнинга можно отнести изменения, вносящие несущественные коррективы в управление и мощность автомобиля. Они могут быть совершенно безобидны, но при неправильной эксплуатации пойдут лишь во вред. Самый распространенный в этом разделе «улучшатель» – выпускной тракт. Но многие, не затрагивая выпускной коллектор, меняют только резонатор, либо ставят лишь насадку на глушитель. Установка внештатной «банки» – недорогая операция, а бас выхлопной трубы порой впечатляет. Весьма популярен фильтр «нулевого» сопротивления, хотя его минусы при использовании для повседневной езды перекрывают плюсы. В подкапотное пространство устанавливают растяжку на стойки, дополнительные опоры двигателя, растяжку на рулевой механизм, модифицированные стабилизаторы поперечной устойчивости – все эти элементы улучшают жесткость кузова, снижают вибронагрузки.
В этот же раздел с некоторой натяжкой можно отнести чип-тюнинг – перепрограммирование электронного блока управления двигателя. Специальная программа «перешивает» настройки мотора, впрыска топлива, изменяя параметры, влияющие на мощность и момент.
Калькулятор
На следующем уровне уже требуются инженерные расчеты, ибо любая погрешность может привести к необратимым последствиям. Слишком жесткие амортизаторы могут погубить всю подвеску, а неверно подобранные передаточные числа главной передачи, коробки передач полностью сведут на нет все усилия по улучшению ездовых качеств. Но это не самое страшное. Когда строится настоящая «городская ракета», то изменения касаются в большей степени двигателя и ходовой части. Так что при малейшем просчете автомобиль может вести себя не совсем адекватно вложенным средствам. В большей степени это относится к тюнингу двигателя: замена родных распредвалов на «широкофазные» просто обязана повлечь за собой видоизменение головки блока, доработку каналов, в общем, существенное изменение конструкции самого мотора. Возросшая мощность потребует внесения изменений в сцепление, тормозную систему, систему охлаждения. Потому все механические доработки должны просчитываться до пятого знака после запятой.
Экстрим-класс
В самую вершину айсберга тюнинга можно поставить постройку настоящих дрэгстеров: тысячесильных монстров, проезжающих классические 402 метра дистанции менее чем за 10 секунд. Их суть – создание на базе серийного автомобиля, не ограниченного никакими нормами «Евро-4» и запасами прочности, «зверомобиля». На изготовление и доводку подобных «автогоблинов» зачастую уходит около года и десятки тысяч долларов. Эти машины практически не выезжают на дороги общего пользования, а доставляются на соревнования исключительно на автовозах. Дрэгстеры – верх тюнинга; от автомобиля-донора остается только кузов (да и тот аэродинамически усовершенствованный), остальные же узлы и агрегаты безжалостно меняются, облегчаются, модифицируются. В ход идут околоспортивные технологии, специальные разработки, в частности, использование закиси азота для кратковременного повышения мощности. Управлять таким болидом без специальной подготовки невозможно, потому можно дрэг-рейсинг особо выделить из стези тюнинга в особо экстремальный вид автоувлечения.
Если вам все это интересно, и если вы полны решимости претворить в жизнь собственные замыслы, включайтесь.
До встречи в следующем номере!
Валерий Максюта
Тюнинг и точка!
В воскресенье на площадке у мотодрома РОСТО царит оживление. Готовится сцена, проверяется аппаратура, добавляются последние штрихи в оформлении декораций. Организаторы стараются изо всех сил. В этот день все должно быть идеально, ведь сегодня пройдут не просто соревнования, главной темой дня обещают стать его величество «креатив» и новые направления в тюнинге. Именно сегодня здесь соберутся качественно тюнингованные авто, а по результатам соревнования будет выбран лучший. Главной «изюминкой» праздника станет презентация нового спортивного автомобиля Chevrolet Lacetti WTCC, представленный автоцентром «Сибирь Моторс».
И дождь нам
не помеха
К 17.00 съезжаются все участники. Подтягиваются зрители. Праздничное открытие. Торжественные речи ведущих. Вечер обещает быть жарким. Чуть не испортил все настроение неожиданно начавшийся дождь. Даже не дождь, настоящая гроза с раскатами грома. Но зрители не спешили расходиться. Тем более, что на сцене началось яркое выступление спортсменов ВМХ-спорта. Велосипедисты демонстрируют свое мастерство, перепрыгивая на своих «железных конях» через отчаянных добровольцев. При этом спорт-
смены в воздухе выписывали такие кульбиты, что никакому фристайлу не снилось.
Смысл конкурса-тусовки «Точка тюнинга» в том, что обычного жюри в нем нет. Выбрать понравившийся автомобиль могли зрители, приклеив полученные от организаторов стикеры на лобовое стекло автомобиля. По количеству этих листовок в конце шоу и выявятся победители в разных номинациях.
Креативные
конкурсы
«Дождь закончился, а сцена осталась немытой!» – воскликнул один из ведущих и объявил конкурс под названием «Кто лучше вымоет сцену». Надо сказать, желающих было достаточно, а молодой юноша, особен -
но ярко проявив себя в борьбе за чистоту, получил достойный приз от студии «Галарт».
А тусовка продолжалась. Зрители расхаживали между выставленными на суд автомобилями, голосуя за лучший. А на сцене продолжались конкурсы. Следующим номером программы стал аукцион. На торг выставили стул, разрисованный прямо на глазах у изум-ленной публики. Лот мог поразить даже самого «бывалого» фантазера. Это был стул, украшенный аэрографией в стиле фильма «Властелин Колец». И, нужно признаться, аукцион состоялся. В результате торга произведение искусства досталось любителю живописи за две тысячи рублей.
А тем временем начался конкурс аэрографов-любителей. Две команды раскрашивали предоставленные организаторами старенькие «Запорожцы», воплощая свои самые смелые идеи.
Кто кого?
И вот настал долгожданный момент оглашения победителей. На суд зрителей представили два «ЗАЗа» в стиле «Авто-леди» и «Божья коровка». Зрители практически единогласно проголосовали аплодисментами за образ «Божьей коровки».
Вслед за «Запорами» ведущие объ-явили и остальных призеров. В номинации «Спортивный тюнинг» победил Артем Тюмченко на Mercedes. Болельщики отметили необычный дизайн салона автомобиля и качество выполненной аэрографии. Артем получил приз от «Сибирь Моторс».
В номинации «Качество и точность в аэрографии» лучшим оказался Владимир Бирю-ковский на «УАЗе». Беспристрастное жюри отметило качественно отраженную тему и точность рисунка, изображавшего на кузове актомобиля дерево (бензобак был выполнен в виде дупла).
В категории Crazy отмечен Павел Машуков на «ЛуАЗе». На его капоте можно было лицезреть натюрморт, состоящий из бутылки водки, трех рюмок и закуски к ней, а главное, детально прорисованную газету доперестроечных времен.
Самым ожидаемым было оглашение победителя в номинации «Точка», им стал Gelendwagen под номером 8, владельцем которого является Евгений Чебоксаров. Болельщики отметили креативность дизайна и мощь самого автомобиля, черный цвет которого придавал ему еще большую значимость и мощь.
Ну а самым сексуальным авто был признан Mitsubishi Mirage. Его владельцу Илье достался приз от салона «Ваше сиятельство» в номинации Sexy. Этот автомобиль, бесспорно, покорил всех присутствующих девушек. Его серебристый цвет, лаконичность, выдержанность стиля и, несомненно, сексуальный внешний вид просто не смогли оставить слабый пол равнодушным!
Ольга КУЗНЕЦОВА
Билет в Италию за фото с Lacetti
Спортивный Lacetti на «Точке тюнинга» представил автотехцентр “СИБИРЬ МОТОРС”. Омичи смогли не только вживую увидеть и сфотографироваться с гоночным двойником самого популярного в России иностранного автомобиля, но и поборолись за путевку на итальянский этап (Имола) кузовного чемпионата мира FIA WTCC.
Любители тюнинга с интересом изучали ярко-синий Lacetti из мира профессионального автоспорта, тем более что многие из них стараются сделать свои авто ближе к этому миру хотя бы внешне.
Сфотографироваться с автомобилем-победителем мог любой желающий. Но фото, сделанное профессиональным фотографом, было лишь первым шагом в борьбе за путевку на этап кузовного чемпионата мира FIA WTCC.
На стадионе РОСТО желающих продолжить борьбу ждал дорожный двойник спорткара – серебристый Chevrolet Lacetti. На нем участникам предстояло продемонстрировать мастерство в фигурном вождении. Но чтобы выиграть главный приз, нужно было показать не только скорость, но и проявить эрудицию, ответив на вопросы о гонках WTCC.
Церемония награждения состоялась на следующий день в автотехцентре “СИБИРЬ МОТОРС”. Здесь же все участники могли забрать фотографии. По результатам двух дисциплин беспристрастное жюри, в составе которого был и представитель от General Motors – менеджер по маркетинговым коммуникациям (Chevrolet) Анна Белова, признало лучшим Виктора Морозова.
В Италии компанию ему составят счастливчики из Новосибирска и еще семи российских городов, где будет представлен Chevrolet La-cetti WTCC. Помимо самих гонок, которые состоятся на трассе «Имола» в период с 19 по 23 сентября, их также ожидает экскурсия по городам Италии, посещение квалификаций, встреча с пилотами и ужин с командой Chevrolet. Все это, а также дорогу и проживание оплатит General Motors.
|