Несколько лет назад Россию захлестнула волна краж дорожных знаков.
Их «останки» то и дело находили в пунктах приема цветных металлов. Тогда состав сплава был изменен, старые знаки заменили на новые. И в стране, и в Омской области проблема казалась решенной. Но не тут-то было...
Опасный вредитель - человек
По данным ДРСУ, чаще всего знаки приходят в негодность или исчезают с автомобильных дорог в районе населенных пунктов. Из чего следует вывод, что не лесные звери и не стихийные бедствия тому виной.
Особенно славится кражами знаков густонаселенный Омский район с большим количеством дорог. Нынешней осенью на участке между селами Юрьево и Чулино (автодорога Омск – Нижняя Омка) только за одни сутки были поломаны 6 стоек из 12-ти, на каждой из которых располагались по два важных знака, обозначающих пешеходный переход и др. Предположительно, «развлекались» в этом месте учащиеся школ или училищ, которые ходят из одной деревни в другую пешком или ездят на автобусе.
Водитель автобуса, подъезжающий к населенному пункту, должен знать, что в этом месте люди могут переходить проезжую часть, заранее снизить скорость или остановиться. А если соответствующего указателя нет, водитель – новичок и на улице темно? Согласно статистике аварийности, часто гибнут люди на загородных трассах в темное время суток, потому что на дороге они не заметны.
«Черное» и «белое» рядом
На этой же дороге возле села Ростовка, где интенсивность движения высока, бесследно исчезли 8 знаков вместе со стойками, ущерб составил 48 тыс. руб. Работникам ДРСУ-1 пришлось их восстанавливать в экстренном порядке. Здесь же, но в прошлом году, были похищены 14 знаков на 60 тыс. руб.
Нередко «добрым словом» вспоминают дорожники жителей деревень Надеждино и Большекулачье (автодорога Омск – Красноярка). А вот рядом с Чернолучьем подобного безобразия нет.
На подъезде к Ново-Омскому совхозу можно увидеть погнутые, поломанные знаки. Их срывают со столбиков, но не уносят, а бросают на землю. Чуть дальше населенный пункт Калачево. Здесь порядок, людям и в голову не приходит что-то портить и корежить. Почему? Видимо, потому, что сознание у сельчан разное, и культура тоже. Одни понимают, что дорожные знаки – важное средство безопасности и вообще чужое имущество, значит, оно неприкосновенно. Другие считают, что дозволено портить все, начиная от жилых подъездов и заканчивая безлюдной проезжей частью. И не задумываются, что без нужного указателя их деревню водители могут вообще не найти.
Удобная мишень
Сезон охоты на дичь в нашей области – это и сезон охоты на дорожные знаки. В полном смысле слова. Причем знакам достается в первую очередь. Осенью и весной охотники используют их как мишень, проверяя кучность выстрела дробью.
Знаки, как и животные, сразу «лишаются жизни». Световозвращающая пленка, продырявленная в нескольких местах, своих функций больше не выполняет, в темноте такую табличку водителю не видно. А человек с ружьем уходит с места расстрела довольный, опробовав средство для охоты. Как будто нельзя было найти другое пустынное место и в качестве мишени использовать старое жестяное ведро!
Весной этого года работники ДРСУ-1 заменили в Омском районе 26 «расстрелянных» знаков, а осенью – 16. Только в этом случае убытки составили 36 тыс. руб. Всего же в области 32 района...
Расстрелам - нет!
Наступил первый день осенней охоты. Возле Голубовки Седельниковского района (автодорога Омск – Муромцево) были «расстреляны» дорожные знаки. Все до одного. Это были в основном знаки приоритета: «Уступите дорогу», «Примыкание второстепенной дороги», «Пересечение с второстепенной дорогой». Охотники воспользовались незаконным тиром, но не подумали о том, что дело может закончиться аварией на перекрестке, лишенном указателей, куда могут выехать два автомобиля одновременно.
Показательный случай произошел недавно в одном из районных ДРСУ на юге области. Мастеру-дорожнику было поручено открутить от стоек поврежденные знаки и заменить на новые. Сделать это оказалось непросто в холодный ноябрьский день, замерзшие болты не слушались. Было время поразмышлять, и мастер вспомнил, как он сам когда-то стрелял по знакам из ружья.
Выполнив работу, он пошел на решительные меры: собрал всех охотников села и строго предупредил об ответственности «в случае чего». Видимо, смог найти нужные слова и убедить охотников не портить знаки. С тех пор «расстрелы» прекратились.
А воры кто?
В основном, местные жители. История умалчивает о поимке их с поличным, но об этом нетрудно догадаться. Про охотников мы уже рассказали. Теперь о самых «хозяйственных» гражданах. Они используют квадратные металлические знаки в виде лопат, круглыми закрывают кадушки, указатели километров служат у них номерами домов.
На севере области произошел потрясающий случай. Не успели инспекторы автодорнадзора проверить участок дороги вдоль села, как средь бела дня оттуда унесли знак вместе со стойкой и подперли им падающий забор одного из домов.
Другая категория – хулиганы. Если на сельской дороге, по которой каждый день подростки ходят в школу, все время появляются поцарапанные, покореженные знаки, что тут можно подумать?
Кстати, не только дети могут быть невоспитанными. В Омске, например, когда возникают длительные «пробки» у переездов, знаки почему-то сразу «складываются конвертиком». Железнодорожники нисколько не сомневаются, что так некоторые водители коротают время. Только зачем? Ведь эти знаки самим же водителям и нужны!
Бывают кражи с умыслом. Так, 19 декабря на дорогах Омск – Нижняя Омка и Омск – Черлак, в нескольких километрах от города, были сняты все знаки «Обгон запрещен». Кто-то решил внести свои коррективы в организацию дорожного движения. Но забыл о том, что состояние муниципальных и региональных дорог у нас такое, что без ограничения скорости по ним ездить нельзя. Только на федеральных трассах, и то не везде, можно развивать 90 км/час.
Жизненно важные знаки
Зимой в Нижнеомском районе заблудился автобус областного пассажирского предприятия. Водитель не знал здешних мест, а нужных указателей как раз не оказалось на мес-те. Пришлось ему возвращаться в районный центр, он вез людей и чувствовал за них ответственность.
Любой грамотный человек знает, что разобраться в сельских дорогах без указателей и знаков очень сложно, это под силу только старожилам, но ведь они не всегда едут в салоне автобуса или автомобиля. Так что срывать дорожные указатели – значит, подвергать рис-ку жизни людей.
Не нужно думать, что воровать дорожные знаки можно безнаказанно. Силами Горьковского ДРСУ возле районного центра был установлен индивидуальный знак большого размера, дорогостоящий, а главное, важный – с указанием развязок и направлений движения в другие населенные пункты.
На следующий день утром дорожники испытали настоящий шок – знака на месте не было! Следователем стал местный Шерлок Холмс, главный инженер ДРСУ. Сначала распиленный щит, а затем и похититель были найдены. Виновник получил условный срок...
Остались от козочки рожки...
В последнее время грабительство на дорогах распространяется не только на знаки, но и на все, к чему можно «приложить руки». Исчезают направляющие столбики, их гнут, бросают или же пытаются сдать в металлолом. А ведь они, будучи оснащены световозвращающей пленкой, служат маячками в темноте, указывают водителю кромку проезжей части на опасных поворотах, примыканиях и пересечениях дорог.
Например, в Знаменском районе направляющие сигнальные столбики были установлены на всех опасных участках движения. К сожалению, из 800 столбиков «выжили» только 600. А по всей области из 26 тыс. столбиков в 2008 году пришлось заменить на новые 1600 штук.
Остановочные павильоны унести невозможно, но испортить вполне реально. А ведь они – единственное укрытие для ожидающих автобус пассажиров в зной, снег и ветер. На трассе Омск – Черлак установлены красивые павиль-оны с изображением животных. Но возле пос. Ачаирский (не Ачаир) такой павильон испачкан грязью, исписан неприличными словами.
На въезде в Русскую Поляну (трасса Омск – Русская Поляна) местные умельцы обустроили замечательный павильон, удобный для отдыха, с красивыми лавочками и даже статуэткой горной козочки. Люди горели желанием сделать добро тем, кто путешествует на транспорте, мечтали оборудовать много таких павильонов. К сожалению, мечты их зарубили на корню. Нашлись вредители, которые испортили и порушили то, что фактически им не принадлежит. Досталось и козочке тоже...
Цена воровства
Воровство и хулиганство на трассах приводят к серьезным денежным затратам. Например, обычная побелка остановочного павильона стоит 3 тыс. руб., установка нового – 75 тыс. руб. Один сигнальный столбик стоит 365 руб. Изготовление круглого знака обходится в 800 руб., прямоугольного, в зависимости от размеров, в сумму до 1400 руб., знак индивидуального проектирования стоит до 5 тыс. руб. Если все эти цифры умножить на количество испорченных предметов и сложить, ущерб получается серьезный.
Автомобилисты справедливо возмущаются качеством многих дорог. При этом они не знают, что деньги, которые ежегодно тратятся на восстановление дорожных знаков, могли быть направлены на восстановление дорожного покрытия и «ямочный» ремонт. Оставлять же трассу без знаков, указателей, столбиков нельзя. С ними она как открытая книга, которую водитель читает в пути, а без них становится непонятной и опасной.
Дорожные грабители и хулиганы обкрадывают не только многочисленных автомобилистов, но также и себя. Ведь когда-то и они садятся за руль, выходят на обезображенные остановки как пассажиры или ждут гостей в свое село, которые едут к ним на автомобиле.
Мало того, сельчане покрывают своих соседей, когда ведется следствие о хищении на дороге. В сравнении с «прибылью», которую они получают от самодельных лопат, другие платят цену гораздо большую. Но остановиться никогда не поздно, а также помочь остановиться другим.
Галина ЖИЛЯЕВАПо материалам отдела автодорожного надзора УГАДН по Омской области
|