Представители администрации во главе с мэром встретились с работниками муниципальных и частных транспортных предприятий, а также омскими общественниками, для того чтобы обсудить способы преодоления кризиса в отрасли.
Основными факторами, мешающими нормальному функционированию пассажирских перевозок, являются дефицит кадров, недофинансирование муниципальных ПАТП и нелегальный бизнес. По-прежнему по омским дорогам колесят старые «газели», которые устанавливают свои правила работы и не хотят нести ответственность за безопасность пассажиров. Впрочем, в мэрии подчеркивают, что не ставят знак равенства между нелегалами и частным бизнесом. Перевозчиков, соблюдающих условия цивилизованной работы, в Омске достаточно. К ним и обратился глава города Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ:
– У нас стоит одна задача – обеспечить пассажирские перевозки с постоянно растущим качеством. И мы рассчитываем на ваши предложения, участие в обсуждении проблемы.
В департаменте транспорта признают, что муниципальные пассажирские предприятия не могут в полной мере обеспечить потребности жителей города Омска. Ведь износ муниципального парка составляет сегодня 94,6%. Большинство автобусов и троллейбусов эксплуатируются более 10 лет, а большая часть трамвайного парка насчитывает более 20 лет.
– Для ощутимого обновления муниципального парка необходимо, чтобы ежегодно приобреталось 80 автобусов, 15 троллейбусов, 8 трамваев, – подсчитал директор департамента транспорта Виталий МАСЛИК.
В 2013–2014 годах муниципалитетом были приобретены 51 автобус и 10 троллейбусов. Однако это лишь капля в море. Из-за финансовых проблем, дефицита кадров и жесткого контроля муниципальным предприятиям пришлось снижать производственную программу.Так, были убраны нерентабельные маршруты, в том числе садовые, и сократилось время работы автобусов в вечернее время.
– Из-за снижения производственной программы пришлось сокращать все статьи расходов. Сегодня по нашему предприятию только два маршрута окупаются. Все остальные убыточны, – рассказал собравшимся директор ПАТП № 8 Алексей МАРТЕНКО.
Свободную нишу поспешили занять частники, в результате чего в 2016 году доля муниципальных пассажирских предприятий на рынке пассажирских перевозок составила всего 30%. Однако, получив большую часть рынка перевозок, далеко не все частники соблюдают его законы. Так, в 2013 году муниципалитет провел конкурс на работу по утвержденной маршрутной сети. Принять в нем участие пожелали не все предприниматели. В результате появились нелегальные маршруты, разработанные самими частниками, на которых они работают по собственным правилам.
При этом рычагов влияния на теневой бизнес у муниципалитета не осталось. Сегодня закон позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере транспортных услуг, не проходя конкурсный отбор и не заключая договор с органами местного самоуправления. Достаточно лишь получить лицензию на данный вид деятельности. Кроме того, отменили и положения Кодекса об административных правонарушениях, предусматривавшие штрафы за работу на маршруте без договора с органами власти.
Однако в конце прошлого года был принят Федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», который позволит контролировать деятельность всех перевозчиков. Основные его положения вступают в силу с 15 июля этого года. Теперь при посадке или высадке пассажиров в неустановленных местах водителям будет грозить штраф 3 тыс. руб. Стоянка пассажирского транспорта в ночное время вне специальных мест влечет наложение штрафа на водителя в размере 5 тыс. руб., на должностных лиц – 10 тыс. руб., на юридических – 20 тыс. руб. Работа на маршруте без согласованной с органом власти карты обойдется в 5 тыс. руб. штрафа на водителя, 30 тыс. руб. – должностному лицу и 300 тыс. руб. – для предприятия.
– Принятие закона в первую очередь направлено на урегулирование взаимоотношений муниципалитета с перевозчиками, работающими на рынке транспортных услуг, пресечение деятельности нелегальных перевозчиков и повышение качества транспортного обслуживания населения, – уверен директор департамента транспорта Виталий Маслик.
Сокращение количества нелегальных транспортных средств и, как следствие, разницы в тарифах, по мнению руководителя департамента транспорта, должно привести к увеличению пассажиров на транспорте легальных перевозчиков, в том числе в муниципальном транспорте, уже осенью этого года.
Кроме того, после ухода с рынка пассажирских перевозок нелегальных транспортных средств пассажирские предприятия города смогут трудоустроить высвободившихся водителей и увеличить выпуск автобусов на 80 единиц, – подсчитали в мэрии.
Порядка на рынке перевозок ждут и сами частники, выбравшие работу с соблюдением закона. Ведь нелегалы не только наносят ущерб репутации всего частного сектора перевозок, но и забирают часть выручки. Для совершенствования рынка предприниматели хотят принимать участие в обсуждении маршрутов и вносить законодательные инициативы.
– Мы не против того, чтобы автобусы работали под контролем. Но для улучшения качества перевозок предлагаем предоставить это право лучшим. Кроме того, нужно обсудить с общественностью каждый маршрут, – считает председатель совета Союза НП «Саморегулируемая организация «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН.
Кстати, сегодня в департаменте транспорта уже корректируют маршрутную сеть. Исходя из обращений граждан, новые маршруты появятся для жителей городка Нефтяников, Амурского поселка, микрорайона «Радуга» и многих других.
К тому же, несмотря на сложные экономические условия, муниципальные ПАТП все же рассчитывают на обновление парка. Так, ПАТП № 8 намерено в этом году купить не менее 10 новых автобусов средней вместимости.
СПРАВКА
В Омске три муниципальных пассажирских автотранспортных предприятия: №4, 7, 8; муниципальное предприятие «Электрический транспорт», ОАО «ПАТП №2». Подвижной состав муниципального сектора составляет 939 единиц, это 696 автобусов, 154 троллейбусов и 89 трамваев.
Частный сектор включает 3200 транспортных единиц, это 14 юридических лиц и 80 индивидуальных перевозчиков.
*
|