Андрей Павлов – мой гид и фанат краеведения. Иногда для таких же фанатов, как сам, он проводит экскурсии. Правда, их темы весьма специфические. Клады и древние артефакты на территории Омска, разнообразные чудеса и загадки истории – это к нему.
Я попросил Павлова рассказать мне о тайнах главной площади города. И, разумеется, показать. В ответ он привел меня к «серому дому», то есть к зданию УВД Омской области, и сообщил про иконы. Но мне в чудеса как-то не верилось.
– Я тоже сначала не верил, но что ты скажешь на это? – Андрей жестом фокусника вынул из сумки какой-то листок. – Да бери же, не бойся!
Бумага, которую мне вручил Павлов, оказалась цветной фотографией. С нее на меня взирали святые, чьи лики вдруг появились из-под известки. Интересно, кто это?
– Первый из них, у которого в руке крест, скорее всего, святой князь Владимир, – просветил меня Павлов. – Тот самый, креститель Руси.
– А второй?
– Наверное, святой Мефодий. Видишь, у него книга в руке, да и надпись на этой иконе немного читается.
Кто принес ему снимок, Андрей не сказал. Лишь повторил, что лики святых якобы обнаружили в дежурной части регионального УВД во время ремонта. Но откуда в дежурке святые?
– Раньше здесь находился дом архиерея, – раскрыл «военную тайну» мой гид. – Однако в 1920 году его реквизировали и передали силовикам. А лики святых замазали известью и забыли об этом.
До тех самых пор, пока их не обнаружил строитель. Если верить легенде, это произошло не случайно.
Обыкновенное чудо
Торчать у «серого дома» нужды больше не было. Немного подумав, Андрей потащил меня через дорогу – к собору.
– Вся наша жизнь – лишь цепочка случайностей, – философствовал он, пока мы стояли на светофоре. – Иной раз она так закрутится, что хоть романы пиши.
Лики святых, проступившие на стене в «сером доме», – тому наглядный пример. Как выяснил Павлов, данное чудо – если, конечно, так можно сказать, – произошло в 2005 году. Казалось бы, ну и что, однако многие омичи называют это знамением. Но почему, отчего?
– В том же 2005 году в Омске решили восстановить Успенский кафедральный собор, – пояснил мне Андрей. – Тот самый, который взорвали 70 лет назад.
Можно сказать, совпадение, но слишком уж много их было потом. Особенно на раскопках развалин старого храма.
– Примерно вон там, – показал Павлов в сторону нижнего придела собора, – рабочие откачивали грунтовые воды. И вдруг на поверхность всплыла небольшая икона.
Это случилось 16 июля. Именно в этот день, но только в 1891 году, цесаревич Николай Александрович – он же будущий император Николай II – заложил первый камень в основание прежнего Успенского собора. Опять совпадение или все же знамение?
Как бы то ни было, но вслед за ним последовали другие. Изображение на всплывшей иконе оказалось практически смыто, зато сохранились несколько строк, сделанных химическим карандашом: «…Преосвященн… Епископу… Сильвестру… от почитателя…».
Вскоре после этого знака рабочие нашли гроб. Он находился в затопленной грунтовыми водами тайной подземной комнате под притвором Николая Чудотворца.
– В гробу были останки святого Сильвестра, которому и принадлежала найденная чуть раньше икона, – рассказал мне Андрей. – А ведь место его погребения безуспешно искали целых 85 лет!
Причисленный к лику святых новомучеников и исповедников архиерей Сильвестр стал первым канонизированным омским святым за всю историю города. Это Павлов мне рассказал, когда мы уже подходили к оленю, установленному возле подземного перехода. Шли не из праздного любопытства – проверить примету.
Узелки на память
Там, где находится Успенский собор, раньше был сквер Пионеров с фонтаном. А в фонтане – олень, гордо стоявший на постаменте.
– Он появился здесь еще в 1958 году, – пояснил мне мой гид. – Насколько я знаю, автор этой скульптуры – Михаил Хахаев, тот самый, что позже участвовал в воссоздании Успенского собора.
Потом, как уже говорилось, на этом месте возвели храм, фонтан закопали, а олень переехал на постоянное место жительства к подземному переходу. Нам тоже туда.
– Ленточку красную захватил? – спросил меня Павлов и пошутил: – А то придется вытаскивать ремень из штанов.
Но до такой крайности не дошло. Взяв ленту из сумки, я повязал ее рогатому зверю на ногу. Да не просто так, а шепча при этом желание. Смотрится дико, зато помогает. Во всяком случае, так говорят.
– Считается, что этот олень исполняет желания, – еще до нашего выхода на маршрут рассказал мне Андрей. – Правда, верят в это не все.
Я тоже не верил, но почему не попробовать? Загадал, чтобы снег наконец прекратился и наступила весна.
– Тогда тебе на пожарную каланчу смотреть надо, а не на оленя, – улыбнулся мой гид и ткнул пальцем в строну почтамта. – А если без шуток, то при царе с нее погоду предсказывали.
Компьютеров и цифровых табло тогда не было, поэтому обходились без них. Когда начинались морозы, пожарные поднимали на каланче флаг. Он означал, что мороз жарит за тридцать и дети в этот день могут не ходить на учебу.
– А вот студентам ни каланча, ни олень не помогут, – заметил Андрей. – Им к Степанычу надо, который возле медунивера из колодца выглядывает. Чтобы успешно сдать сессию, нужно всего лишь погладить этого работягу по каске. А еще лучше пощекотать ему нос.
Звучит как прикол, но многие верят. От Соборной площади до самого знаменитого в Омске сантехника далековато, но я после экскурсии все же сходил туда, посмотрел. Нос у него и правда отполирован любителями халявы. Интересно, а какие еще скульптуры или места в нашем городе приносят удачу и выполняют желания? Надо будет попросить Павлова, чтобы организовал мне экскурсию.
*
|