Здесь нет четких установок, правил, но в то же время все продумано до мелочей. Все сотворено скорее по наитию, чем по прагматичным расчетам. Об этом поселении узнают за рубежом, а встречи с нужными людьми не иначе как счастливой случайностью не назовешь.
Знакомство с «АзъГрадом»
В экопоселении нас уже ждал его создатель Андрей Никитенко. Приехавших туристов он пригласил в соломенный гостевой дом на чаепитие. Вот что он рассказал: «Вы попали в иной мир. Не знаю, как он создается. Происходит нечто, что объяснить словами сложно, надо сюда окунуться и почувствовать».
При создании «АзъГрада» главным было, что станет источником жизни: без идеи ни одного города не будет. И заложили систему саморазвития, самообразования, учиться жить здесь и сейчас.
«АзъГрадъ» – город творцов. Главное здесь – помочь раскрыть человеку внутренний потенциал. Ассоциация с Асгардом тоже есть: (где по легенде жили мудрецы).
В экопоселении есть своя система образования – академия знаний, умений, мастерства – «Разум» («ра» и «ум» – свет ума). Она представлена ремесленными школами. В перспективе – детский сад, школа, училище, творческая лаборатория.
«С 1 по 9 мая съезжаются студенты из России, Германии, Америки. Где берут информацию – понятия не имею. Когда человек погружается в эту среду с определенными задачами и целями, имея хорошего мастера, не надо учиться 2-3 года, печниками становятся за 9 дней. У нас нет теории – есть практика», – рассказал Андрей Никитенко.
В «АзъГраде» три принципа жизни: никаких измов; кто советует – тот и реализует; не навреди.
Экопоселение «АзъГрадъ» – это пермонентная культура. Когда растения, человек, строения помогают друг другу. Это синтез всего живого и неживого, правильная гармония. Словом, в этом мы убедились во время экскурсии по его территории.
Город будущего
«АзъГрадъ» находится в Омском районе, в 45 км от областного центра. Землю нашли не сразу: и ощущения подсказывали, что это не та самая, и сложности с документами были. «А сюда зашел: вот это оно! Я не могу объяснить это», – рассказал Андрей Никитенко.
Помочь же воплотить проект поселения «АзъГрада» смог только австрийский специалист Зепп Хольцер. Именно ему удалось соблюсти главное требование: вписать (не навредить) проект в существующую природу. Словом, приехать в Омск Хольцеру с его плотным графиком помогла судьба. Он, в свою очередь, взялся за работу с условием, чтобы не менее 15% от всей территории (то есть 150 га из 1000) было отведено под воду. Объяснил: в любом месте можно что-то сделать, если есть вода.
И вот перед нами – строящиеся по периметру территории каналы. Выкопанная земля в виде холмиков помогает защитить растения и почву от ветра – главного врага. Кроме того, запроектированы два 100-метровых водоема – их земля будет с 9-12 этажный дом. По словам Хольцера, через 3-4 года на территории «АзъГрада» будет климат, приближенный к тропическому.
Кроме того, территория будет разделена на два мира: явный и потусторонний (потому как и в самой сказке такие же). Первый уже начал обозначаться: на запроектированной под интерактивный музей территории в осиновой рощице уже стоит первый домик – жилище Бабы-Яги (созданный, кстати, студентами академии). В планах – за лето построить замок Кощея, Водяного.
Рядом с центральной площадью – трапезная. Возведут еще гостиничный комплекс, рыночную площадь, несколько жилых двухэтажных домов, гончарную мастерскую, 68 га отведено для животных (на этой территории они будут свободно гулять). Также обозначится и зона огня: на ней уже есть кузница, будет и гончарная мастерская, баня, хлебопекарня.
Особое место
За все время пребывания в «АзъГраде» действительно было ощущение гармонии: самого с собой, с природой и с окружающими людьми. Наверно отчасти и потому, что территория для этого была выбрана «чистая», в чистом поле. Некоторые происходящие факты и впрямь трудно объяснить.
«У нас прекрасная питьевая вода, и неглубоко. В соседних деревнях больше ста метров бурили, чтоб найти воду, и везде плохая. Как так бывает? Я ориентируюсь по знакам: если правильным путем идем, то появляются новые люди и возможности», – заметил Андрей Никитенко.
К слову, особенным это место делала еще и пермонентность культуры. Это экологически чистые дома из соломы (как биопозитивного строительного материала, положительно влияющего на ауру). Также внедренная технология солнечной ловушки (за счет организованного специальным образом ландшафта на определенной территории выпадает больше осадков, росы, и поливать ее практически не требуется). Это и выложенные особым образом печи с зашкаливающим КПД (работают как плита, хлебная камера, русская печь, мангал и могут отапливать помещение). И, наконец, настоящая русская баня: в ней пара не видно (это не "пшик" на котел с образованием конденсата), он выходит на молекулярном уровне.
Мастерские и музей топора
Особенность академии «Разум» – синтез: мастер, готовый передать знания, студент, желающий принять их, и «АзъГрадъ», способный предоставить под это площадку. «Мы закупаем материалы и при этом имеем готовый продукт», – отметил Андрей Никитенко.
Кузница. Кузнец Геннадий Петрович окончил Рязанское высшее командное училище, в прошлом – профессиональный военный. После ранения в Цхинвале в 2008-м стал капитаном запаса.
«У человека можно отнять все: здоровье, достаток, но если у него есть мастерство, которым он владеет, его никуда не денешь», – отметил он. Так, возможность вспомнить то, чему учили, предоставилась только в Омске, в «АзъГраде».
Мастер рассказал, что к нему приезжают учиться ковке из Германии, Финляндии, Казахстана. А клинки из «АзъГрада» есть уже во многих странах Европы, скоро должны забрать в Швейцарию.
К слову, Геннадия Петровича не раз пытались переманить казаки из Гереналовки (казацкая деревня в Омской области). Однако на все их увещевания – железное нет.
Музей топора. Казалось бы, что особенного в этом инструменте? Ан, нет! Дядя Ваня, так все зовут основателя музея Ивана Скоморощенко, плотник в шестом поколении, собрал таковых порядка 3000 экземпляров (в музее – лишь их часть).
Топор с клеймом лесника, валочные пилы, двухручки-поперечки, струги – для ошкуривания леса, маховая пила, ручная пилорама. А что интересного можно узнать? Так, например, из-за того, что работа пилорамщиков считалась тяжелым трудом, во время поста им разрешалось есть мясо.
Кроме того, здесь и специальные топоры: узбекистанские, туркменские, таджикские, боевой топор германского пехотинца 1914 года (использовался и для сруба дерева, и для пробития каски), вьетнамский топор буо (для рубки лиан), мексиканские мачеты.
А также колуны (для колки дров) 1917 и 1939 годов, ледоруб, топор женский для разделки дичи (Швеция), для разделки мяса, настоящий (реставрированный) топор палача. К последнему, по словам Ивана Скоморощенко, у него долго не лежала душа. После окропления святой водой и этот экземпляр пополнил его коллекцию.
Любопытными оказались и другие инструменты. К примеру, стамеска 1885 года фирмы Peugeot («Пежо»). Да, да, той самой, что сейчас выпускает автомобили.
Самому древнему топору в экспозиции музея, каменному рубилу, 5000-6000 лет.
Антон Грохов познакомил нас с гончарным делом. Придерживаясь пермонентности культуры, он рассказал, что старается делать посуду по старинным русским технологиям и не пользуется глазурью. Потому что посуда перестает «дышать».
Кроме того, мы узнали, что и обычный горшок может быть гармоничным. «Как известно, все в природе создано по правилу золотого сечения, выведенного из чисел Фибоначчи (каждое последующее число равно сумме двух предыдущих, – Прим. автора). Горшок состоит из двух фигур – параболы и окружности. Точка ноль в параболе в гармоничных вещах делит общую высоту пропорции золотого сечения», – рассказал Антон.
Как поймать эту гармонию? «Когда работаешь на круге и начинаешь думать или смотреть, что-то пытаться сделать – ничего не получится, потому что все это ощущение на кончиках пальцев», – ответил мастер. Также важно при работе с глиной иметь равновесное внутреннее состояние. Потому что глина ошибок не прощает на любом этапе.
P.S. Словом, обо всем в «АзъГраде» и не расскажешь. Поэтому лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать.
|