Не случайно с черно-белыми единоборствами издавна соседствует аналитическое их продолжение – композиция. Alter ego – другое «я» – противостояния шахматных оруженосцев, в котором логика сплошь и рядом предстает в обнимку с парадоксом, а поражение одной из сторон оборачивается общей победой.
Изначальный вариант композиции – мансуба – появился во времена шатранджа. Так арабы называли позаимствованное из Древней Индии военизированное состязание – чатурангу. В дословном переводе с не чуждого нам санскрита слово распадается на два: «четыре отряда». Действительно, оспаривали победу сразу четверо, пара на пару. Арабы оставили за доской двух игроков. Они же придумали мансубу – напоминающую этюд композицию, где требовалось отыскать дорогу к оптимальному результату.
Современные задачи и этюды – ее наследники. Составитель задачи – проблемист – предлагает в указанное количество ходов заматовать короля соперника (обычно черных). Этюдист настаивает на поиске выигрыша или ничьей, не уточняя, как скоро должно этого добиться.
Разговор о композиции зашел не случайно: омичи немало преуспели в хитроумном занятии. Не скажу, кто раньше других пристрастился к нему, но, скорее всего, имя первооткрывателя прячется в последнем десятилетии девятнадцатого века. Тогда в городе появился первый шахматный кружок.
Сведения о последующих событиях более конкретны. В двадцатые годы композицией увлекся поступивший в Омское техническое училище Александр Казанцев. Уже будучи известным писателем, он получил звание мастера, не раз брал верх в авторитетных конкурсах, избирался вице-председателем комиссии по композиции ФИДЕ – Международной федерации шахмат. Пятнадцать лет Казанцев возглавлял аналогичную комиссию в СССР. Им написана любопытная повесть «Дар Каиссы».
Немного погодя пришли в композицию Д. Розенберг и А. Григорьев, а в тридцать восьмом на конкурсе французской газеты «Юманите» отличился ассистент кафедры анатомии Омского медицинского института Павел Туев. Через год его отметит среди составителей двухходовок газета «64».
Тем не менее, когда речь заходит о шахматных композиторах, живших в нашем городе, прежде всего называют Бориса Пустового. Происходившее до него, несмотря на отдельные успехи, никогда не поднималось выше частных случаев, эпизодов; Казанцев же делал в Омске лишь первые шаги. Заговорили омичи всерьез о композиции только при Пустовом.
В начале пятидесятых, когда он зачастил в Дом пионеров с первыми задачками, вряд ли кто предполагал, что четырнадцатилетний мальчишка чего-нибудь добьется на непредсказуемом поприще. Кружковцы Константина Терентьевича Исакова поначалу щелкали Борины придумки как орешки, и кто знает, чем бы завершилась бескровная дуэль, не отправь упрямый проблемист свои опыты в «Пионерскую правду». Там как будто ждали их. Газету определенно обрадовал юный возраст автора. Позднее омские журналисты не в меньшей степени будут заинтригованы разницей между почти двухметровым гигантом и копошащимися в его огромных руках фигурками. Куда легче было представить Пустового баскетболистом, играючи отправляющим мяч в корзину…
И он в самом деле окончит физкультурный институт, станет директором спортивной школы, а по пути поработает слесарем, грузчиком, методистом производственной гимнастики. Единство противоположностей, однако, никто не отменял, и с годами юношеское увлечение обернется необходимостью постоянно общаться со своими маленькими друзьями. Количество его композиций перевалило за тысячу, пятьсот из них опубликовано. Борис сделал бы куда больше, не отпусти ему судьба всего тридцать шесть лет… Особенно привлекали омича задачи-миниатюры. Количество фигур и пешек здесь ограничено, зато какой простор для фантазии!.. Как по-шахматному красивы порой решения!..
У такого энтузиаста не могли не появиться сподвижники. Собирались они по выходным в его квартире. Промежуточные итоги работы импровизированной домашней школы оказались впечатляющими: в конце шестидесятых омская команда выиграла первенство РСФСР. Журналист и поэт Юрий Маркер, выступавший за нее, вскоре выполнит мастерский норматив. Он переедет в Германию. Другой омич-чемпион, Леонид Искра, окажется сильнейшим в первенстве Вооруженных сил.
Еще больших успехов добьются ученики Бориса Дмитриевича. Сергея Румянцева, игравшего за команду страны, пять раз объявят чемпионом мира по решению задач и этюдов. Преуспеет в этих соревнованиях также живущий теперь в Твери Александр Ажусин. Оба они гроссмейстеры, и здесь, говоря высоким слогом, впору порассуждать о роли личности в шахматной истории…
Усилиями Пустового композиция на какое-то время потеснит в омских газетах даже сообщения с турниров. Это в городе, который задавал в те годы тон в республиканских шахматах... Когда Борис неторопливо, чуть вразвалочку входил в редакционный кабинет, вместе с ним входила сама уверенность, что без задач данному изданию ну никак… ну совершенно невозможно обойтись. С ним охотно соглашались. Места диаграммы занимали всего ничего, а ответов приходило множество. Для газет, где неукоснительно велся учет «писем трудящихся», – серьезный аргумент в пользу шахматных головоломок. Отныне они не покидали их страниц, и так более двух десятилетий. После кончины Пустового начатую им в «Омской правде» рубрику вел Леонид Искра.
С некоторых пор, однако, периодические издания отвернулись от шахмат. За какой-то десяток-другой лет они поблекли, скукожились, заметно ушли в тень. Причина очевидна: компьютер отбросил в сторону или низвел до второстепенных ролей многие былые ценности. Он уже сегодня берет верх над сильнейшими гроссмейстерами – что же будет завтра?..
Положение, похоже, тупиковое, но, если не паниковать, если припомнить кое-какие подробности из близких и далеких шахматных лет, пессимизма, пожалуй, поубавится. Раньше тоже случалось всякое – чатуранга и шатрандж тому свидетельство. Ничего – выжили, даже стали прекраснее. Кто сказал, что сейчас подобное обновление заказано! Собственно, оно уже началось. Отказались, скажем, от доигрываний не завершенных в основное время партий – к чему превращать их в соревнование компьютеров?.. Грядут и другие нововведения…
У поклонников композиции тоже проблемы. К чему мудрить, ломать голову, когда на любой вопрос компьютер готов дать ответ?.. Всё так, да не совсем... В конце концов, решение никогда не пряталось за горами. Куда важнее было самому прийти к нему, но это и сегодня не возбраняется. К тому же осложнившие жизнь составителей шахматных загадок компьютер и интернет предоставили взамен забастовавших периодических изданий массу других возможностей. Борис наверняка ими бы воспользовался…
А еще он неплохо играл в шашки. Знали его также как страстного книголюба и поэта. Удивляться не приходится: стихи, подобно шахматам, пришли из давних времен, и тем сходство не ограничивается. А композицию знатоки называют подчас шахматной поэзией…
Стихотворения Пустового узнаешь по романтическому настрою, полным драматизма развязкам, свойственной одному ему интонации. Когда перечитываю их, кажется, слышу его голос. Он рассказывает о командорах и каравеллах. О Тохтамыше и Магеллане. Погружается в прошлое – желая понять сегодняшний день. …Или чтобы немного отдалиться от него. Уйти в свой мир, в котором рядом с шахматами обязательно стихи. Стремление к прекрасному отличало всё, к чему прикасался этот неугомонный, но внешне совершенно спокойный, совершенно невозмутимый человек.
На исходе семидесятых, уже после его кончины, в Западно-Сибирском издательстве выйдет сборник «Кочевник». Всего восемь стихотворений. Последнее из них – «Прощание».
Сквозь холод глухих ночей,
Нелётных ночей, нелетних,
Последний косяк гусей
Несется, как лист последний.
Под ними равнины круг,
Над ними круг неба серый…
Здесь птицам дано – на юг,
Здесь рекам дано – на север.
А мне – провожать дано
И строки черкать стократно.
И верить, что все равно
Они прилетят обратно.
…Прилетели. Обернулись стихотворной книжечкой. Ближе к середине девяностых Владимир Нейштадт и Константин Сухарев издадут в Барнауле популярное исследование о сибиряках – «Ловушка для черного короля». Борис Пустовой предстанет в нем как зачинатель омской школы шахматной композиции. Чуть позже Николай Грива отпечатает в Днепропетровске его «Миниатюры». Туда вошли 183 задачи на тему рокировки. Обратим внимание: книги появились вдали от Омска. Родной город пока отмалчивается…
*
|