Нынешний подъём воды в Иртыше, связанный сначала с весенним половодьем, а затем со спуском из казахстанских водохранилищ, отчётливо показал опасность, которую несёт реке и городу золоотвал ТЭЦ-4, расположенный практически у кромки берега. По этому поводу уже давно бьют тревогу местные экологи, ситуация усугубилось после начала строительства гидроузла и ничуть не улучшилась после того, как эта «стройка века» была заброшена. Ещё хорошо, что плотину начали строить с левого берега, где водная гладь между ним и островом образует, скорее, протоку Иртыша, а основное его русло идёт вдоль правого берега. Пока даже сильный, как нынче, подъём уровня реки золоотвала не коснулся. Но это вовсе не означает, что угроза миновала.
Так как золы в хранилище становится все больше, энергетики вынуждены его как-то реконструировать, увеличивая емкость и стараясь соблюсти природоохранное законодательство. С последним у них получается плохо. Сегодня золоотвал ТЭЦ-4, введенный в эксплуатацию в 1962 году, состоит из двух разделенных дамбой секций по два яруса каждая. Чтобы увеличить объемы хранилища, в ТГК-11 решили нарастить дамбу и возвести в каждой секции третий ярус.
В 2010 году Западно-Сибирский филиал ВНИПИэнергопрома разработал проект третьего яруса, в начале следующего года он прошел госэкспертизу, и ТГК-11 получило разрешение на строительство, которое, впрочем, не завершено до сих пор. Но вот беда – энергетики даже и не думали направить проект, как того требует закон, на экологическую экспертизу. Возможно, потому, что шансов пройти ее у них очень немного. Более того, золоотвал даже не внесен в реестр объектов размещения отходов, то есть с этой точки зрения вообще действует незаконно, по логике, его следовало бы закрыть примерно на тех же основаниях, на которых были закрыты два городских полигона ТБО. Прокуратура не раз проводила проверки, выявляла различные нарушения законодательства, применяла штрафные санкции, но для энергетиков штраф 50 тысяч рублей – что мертвому припарка.
Строго говоря, золоотвала здесь просто не должно быть, так как он расположен в водоохранной зоне. Но тут надо говорить и о противоречиях российских законов. Закон об отходах производства и потребления запрещает в границах населенных пунктах и в водоохранных зонах захоронение отходов, но разрешает деятельность по их хранению. Попробуй разберись, хранят энергетики свою золу или хоронят. Но тут и напрягаться особо не надо, так как другой закон – Водный кодекс – напрямую запрещает и хранение, и захоронение отходов в водоохранных зонах. Этим, собственно, и должны руководствоваться и энергетики, и надзорные органы.
Другое дело, что золу куда-то девать нужно, и хранилище для нее в момент не построишь, да и вопрос этот весьма затратный. Но выход есть, и все его хорошо знают. Это перевод ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 на природный газ. Процесс также требует больших затрат, которые, как утверждают энергетики, для них непосильны. Но так ли это на самом деле? В прошлом году по запросу губернатора авторитетная инжиниринговая компания Е4-СибКОТЭС сделала экспертную оценку стоимости перевода на газ этих двух омских ТЭЦ. На ТЭЦ-4, по ее расчетам, придется в течение 4–5 лет затратить 626 млн рублей, а на ТЭЦ-5 – 1 млрд 612 млн рублей, но за 6–8 лет.
Деньги, конечно, немалые, но и вовсе не те суммы, которые называют энергетики. Тем более что платят-то в конечном итоге не они, а потребители, то есть омичи, которым все эти затраты ввинчиваются в тарифы. Но руководство ТГК-11 ни в какую не идет на перевод своих станций на безотходное топливо, предпочитая засорять атмосферу выбросами сжигаемого в топках ТЭЦ экибастузского угля и заваливать берег Иртыша золой от него же. Такое упорство заставляет задуматься, не имеют ли господин Кожемяко и Ко какого-то интимного интереса к сжиганию именно казахстанского угля, а не российского газа.
Омские бизнесмены предлагали энергетикам и другой вариант решения проблемы золоотвала ТЭЦ-4, правда, не столь кардинальный. Если земснарядами вычерпать часть песчаного острова напротив кладбища золы, русло Иртыша немного сдвинется, и золоотвал, соответственно, станет подальше от воды на несколько десятков метров. Деньги по сравнению с реконструкцией станций под газ просто копеечные, но энергетики и на это почему-то не идут.
Вот и сидит миллион горожан в заложниках ведомственных интересов, ожидая, вдруг южный сосед надумает резко сбросить воду из искусственных морей своих ГЭС, и она подмоет золоотвал, превратив Иртыш в мертвую реку.
**
|