Дети – цветы жизни, но без заботы они завянут. На помощь тем, кто остался один на один с собственными проблемами, приходят сотрудники Центра социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда».
Бригада, на выезд!
Желтый микроавтобус с надписью «Дети» мчался сквозь ночь. В салоне, кроме водителя, инспектор ПДН и специалист по социальной работе Танзиля СУЛЕЙМАНОВА.
– В одном из дворов на Левобережье нашли трехлетнюю девочку, – пояснила она. – Надо забрать ее, пока не случилось беды.
До зимы еще далеко, но по ночам уже холодно. Да и вообще, в это время детям надо спать дома. Их родителям – тоже, но отец трехлетней Дашеньки не смог дойти до квартиры. Сраженный зеленым змием, он упал во дворе и уснул. Примерно в половине первого этого мужика, храпящего в детской песочнице, и девочку возле него заметил патруль. Долго не думая, полицейские позвонили в службу экстренного реагирования.
Эта служба, созданная семь лет назад, работает на базе областного Центра социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда». Семейная скорая – так ее окрестили в народе. Основная задача – оперативная помощь подросткам и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. К примеру таким, как трехлетняя Даша.
Или как Ольга с Андреем, которых бросила мать.
Проверка на вшивость
Подобранных на улице ребятишек бригада семейной скорой помощи доставляет в Центр «Надежда». Там их ждут пятиразовое (!) питание, мягкая постель и забота сотрудников социальной гостиницы. Но сперва – медкабинет.
– Рост, вес, давление – в общем, стандартный осмотр, – раскрыла «военную тайну» медсестра Центра «Надежда» Ирина КУЛИКАЕВА. – Плюс анализы крови, флюорография и проверка на педикулез.
Если проще – на вшивость, ведь среди тех, кого привозят сотрудники службы экстренного реагирования, есть и бродяги. Ольга с Андреем как раз из таких. Девочке уже 14 лет, а ее брату – 15. Как позже выяснилось, они вместе с матерью приехали в Омск из Знаменского района. Женщина в городе быстро освоилась, нашла себе мужа и перебралась к нему жить. Детей же эта кукушка оставила на какой-то заброшенной даче. Что они ели там, как выживали, не знает никто.
Ольгу с Андреем на той самой даче нашел участковый и сразу же позвонил в службу экстренного реагирования. Так они попали в Центр «Надежда». Но некоторые подростки приходят сюда самостоятельно. Например Денис, которому домашняя жизнь стала невмоготу.
Сам себе прачка
В обычных отелях есть горничные с уборщицами, но в Центре «Надежда» прислугу не держат. Постояльцы социальной гостиницы обслуживают себя самостоятельно. Здесь все как дома. Точнее - так, как это должно быть в хорошей семье. Встал – заправил постель. Хочешь жить в чистоте – научись пользоваться щеткой и шваброй. Запачкались вещи – стань сам себе прачкой. Для этого, к слову, в санблоке даже установили стиральную машину, которую быстро освоил 15-летний Денис.
– Его родители развелись, – сообщила психолог Ольга КИЯНОВСКАЯ. – Однако недавно мама подростка опять вышла замуж. Денис решил, что ей больше не нужен, и ушел из семьи.
О том, что паренек находится в социальной гостинице, его матери сообщили в этот же день. Также ей рассказали, что Денис написал заявление с просьбой оставить его в Центре «Надежда». Там с ним сразу же стали работать психологи. Главная цель – помочь пареньку разобраться с проблемой и вернуть в семью, к матери.
Однако такая возможность есть не всегда. Ну как, например, оставлять ребенка с папашей, который бросается на людей с топором?
Вооружён и опасен
Сотрудникам службы экстренного реагирования скучать не приходится. В среднем за сутки к ним поступает по 10 звонков, и за каждым стоит чья-то жизнь.
– Ночью нас вызвали на улицу 5-я Северная, – поделился воспоминаниями водитель Павел ПАВЛОВ. – Там в одном из домов громко плакала девочка восьми месяцев от роду.
В семейную скорую помощь позвонили соседи, которые всю ночь не могли сомкнуть глаз. Зато непутевой мамаше крик дочери не мешал. Изрядно приняв на грудь, женщина сладко спала в обнимку со шкаликом водки.
Сотрудники службы экстренного реагирования забрали ребенка и передали в руки врачей. Они же разбудили мамашу. Но тревожить таких вот «сомлевших» родителей бывает небезопасно.
– Пьяный мужчина лет тридцати схватил здоровенный топор и стал гоняться за нами, – рассказал Павел Геннадьевич. – Чтобы утихомирить этого «рыцаря», пришлось звать на помощь наряд ППС.
Однако порой и полиция бывает бессильна. История Лены тому наглядный пример.
Хочу в детдом
Лене всего лишь 14 лет, но она уже пыталась свести счеты с жизнью. Девочка вскрыла вены, но ее успели спасти, откачали. На память о той неудачной попытке самоубийства на запястье у школьницы остался уродливый шрам.
К слову, в Центр «Надежда» Лену забрали как раз из школы. Причина – сложная ситуация дома. Точнее, с крышей над головой.
– На природе, – так ответила девочка на вопрос, где они с мамой живут.
При этом мать у нее алкоголем не увлекается и честно работает. Она получает достаточно, чтобы снять квартиру и забрать к себе дочь, но делать этого не собирается. Наоборот, женщина заявила, что Лена ей не нужна. Девочка тоже не хочет жить с матерью и все больше склоняется к мысли уйти в детский дом.
– Но это лишь в крайнем случае, – пояснила директор Центра «Надежда» Елена ШЕВЧЕНКО. – Мы делаем все, чтобы вернуть ребенка в семью. Для этого, собственно говоря, и нужен наш Центр.
P.S. Имена несовершеннолетних изменены.
**
|