Их фигурантами стали высокопоставленные лица региона и рядовые мошенники, чиновники и депутаты различных уровней, убийцы и грабители, виновники ДТП, а также просто неуравновешенные люди, совершившие дурацкие поступки. Проходили и процессы, в результате которых омичи получали компенсации за ущерб, причиненный им действиями или бездействием должностных лиц.
Высокий чин, бывает, не спасает
Прошлый год оказался крайне неудачным для ряда высокопоставленных чиновников региона. В марте за получение взятки в виде новенького кроссовера Toyota Highlander к четырем годам колонии был приговорен бывший министр строительства и ЖКК области Михаил Тюфягин. В июле столько же и тоже за взятки получил бывший директор департамента образования Илья Дубин. К реальным срокам лишения свободы приговорены бывшие региональные министры имущественных отношений Александр Стерлягов и образования Сергей Алексеев.
Не избежали наказания и лица рангом пониже. В ноябре на 2,5 года был отправлен в колонию глава омского Россельхознадзора Виктор Лаутеншлегер, обманувший государство на 3,2 миллиона еще до того, как стал чиновником. Пять лет проведет за колючей проволокой бывший депутат горсовета банкир Александр Дмитриев, присвоивший почти 400 млн рублей ипотечных кредитов и долгое время скрывавшийся в Эстонии. Получили судимости, правда, отделались условными сроками бывший депутат горсовета Евгений Мавлютов, глава Крутинки Виктор Головин и глава Петровского сельского поселения Омского района Александр Борчишин.
Впрочем, судебная практика показывает, что условное наказание иногда может обернуться реальным, а первоначально назначенный срок – увеличиться. Так, например, депутат Совета Горьковского городского поселения Тигран Арутюнян за мошенничество в марте был приговорен к шести годам лишения свободы условно, прокуратура это решение опротестовала, и уже в мае Арутюнян отправился в колонию на четыре года. Сейчас не исключено, что нечто подобное ждет бывшего главу Седельниковского района Николая Хрищенко, которого суд родного района оправдал, но после протеста прокурора дело отправлено на рассмотрение в другой суд.
По два года лишения свободы к изначально назначенным четырем были добавлены Василию Шигаеву, сбившему на своей «семерке» пять подростков, двое из которых скончались, и бизнесмену Сергею Коробову, который на заемные 20 миллионов вместо комплекса по разведению индюшек построил себе коттедж.
Погоны тоже не выручали
К различным срокам приговаривались в прошлом году и сотрудники правоохранительных ведомств чином вплоть до полковника. Начальник отделения отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Омского УМВД полковник Лащевский вместе со своей матерью организовал сеть по сбыту этих самых наркотиков, за что отправился в колонию на 12 лет. А сотрудник омского наркоконтроля Владимир Крайзер был задержан при попытке провезти через границу полтора килограмма героина и осужден на 19 лет пребывания в колонии строгого режима.
Начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ИК-12 Сергей Триль вменил сам себе в обязанности помогать заключенным, разумеется, за солидное вознаграждение. Суд определил ему 7,5 лет «строгача», но бывший воспитатель с оглашения приговора сбежал, правда, через пять дней нашелся и отправился куда следует.
В нынешнем году были осуждены бывшие глава миграционной службы Александр Денисов и начальник Омской таможни Алексей Бочкарев. Первый за причиненный государству ущерб в 11 млн рублей отправлен на три года в колонию, второй за побои подчиненного отделался условным сроком.
Девять лет на двоих схлопотали участковые Вячеслав Корнеев и Арман Шамшиев, «доившие» гастарбайтеров. Семь с половиной лет получил сотрудник СИЗО-1 Павел Макаров, энергично вымогавший деньги у подследственных.
Некоторые омичи в судах смогли заработать
Нередко суды вставали на защиту рядовых омичей, получивших увечья по вине различных служб и конкретных должностных лиц. Так, дорожники заплатят 350 тысяч рублей за яму на дороге в Красноярку, ставшую причиной ДТП, в котором травмы получили женщина и ее несовершеннолетняя дочка. Надо сказать, плохие дороги часто становились поводом для гражданских исков. За гибель пожилого мотоциклиста в пользу его супруги взыскано 200 тысяч рублей с властей Тюкалинского района, которые пять лет не ремонтировали дорогу, из-за чего она обрушилась прямо под мотоциклом. Другая омичка отсудила у дорожников 150 тысяч за свое падение на пешеходном переходе.
В пользу граждан взыскивались компенсации и с других предприятий и организаций. Калачинский мясокомбинат выплатит 200 тысяч своей работнице за 30-процентную потерю трудоспособности на забое скота. «Почту России» суд обязал уплатить омичке 200 тысяч за упавшую на ее голову водосточную трубу, а МП «Электрический транспорт» выложит 80 тысяч за падение женщины из троллейбуса. Владелец торгового комплекса «Арбата» перекрыл рекламной конструкцией солнце в окнах старушки, из-за чего свет в ее квартиру проникал лишь полчаса в день. Это неудобство ему пришлось компенсировать пенсионерке суммой в 100 тысяч рублей.
Добивались омичи победы в судебных спорах и с априори неуступчивыми ответчиками. Одна женщина отсудила у банка "Хоум Кредит" 50 тысяч рублей, незаконно взятых с нее за личное страхование, а другая одолела знаменитую американскую компанию Apple, отсудив у нее 122 тысячи за бракованный iPhone 6.
Самое суровое наказание. В июле 38-летнего Андрея Мирошниченко приговорили к пожизненному заключению за убийство трех человек и попытку скрыть преступление, вложив нож в руку одного из убитых и устроив поджог в квартире.
Самый беспрецедентный процесс. Впервые в России отец требовал отдать ему детей, доказывая, что его бывшую супругу нельзя считать матерью, так как близнецы были зачаты от донорской клетки. Суд оставил их у матери.
Самый зловещий убийца. Владимир Кедо убил жену, приняв её за ведьму. Приговор – 14 лет тюрьмы.
Самое низкое убийство. 24-летний таксист Алексей Батухтин потребовал от пенсионерки заплатить ему 50 сверх стоимости проезда, а когда та отказалась, задушил старушку, снял с нее золотые украшения и забрал около 10 тыс. рублей. Суд приговорил убийцу к десяти с половиной годам лишения свободы.
Самая крупная выплата. Суд обязал омский минтранс выплатить миллион рублей матери девушки, погибшей при обрушении остановочного павильона.
Самый предприимчивый нарушитель закона. 57-летний Василий Меркулов приобрел 12 мешков с катализатором, содержащим около 1,5 кг палладия стоимостью почти 2 млн рублей, и хранил их в своем гараже, подыскивая покупателя на драгметалл. Суд ограничился условным сроком и штрафом в 50 тыс. рублей.
Самый бесшабашный мошенник. Глава строительной компании «МИГ-21» Вадим Титов обобрал дольщиков на 60 млн рублей, истратил их на бальные танцы и автомобили Mercedes. Он отправится в колонию на 5,5 года.
Самый большой любитель дач. Станислав Тарасов умудрился обокрасть 92 дачи в Омске и трех районах области на общую сумму более миллиона рублей. Теперь он на 6 лет оторван от дачного отдыха.
Самая внушаемая растратчица. Бухгалтер омского Роспотребнадзора Елена Потапенко истратила из родной кассы 2,2 млн рублей на оплату услуг вещунов и хиромантов, за что отправлена в колонию на 2,5 года.
Самая продвинутая хамка. Автоледи из Кормиловки обиделась на сотрудника ГИБДД за предъявленные ей претензии и обматерила его в соцсети. Это обошлось ей в 5 тыс. рублей штрафа.
Самое отчаянное преступление. Николай Автычанов наехал на сотрудника ППС и 15 минут возил его на капоте своей машины. Суд приговорил хулигана к пяти годам лишения свободы.
|