О его авторитете среди бронницкого духовенства свидетельствует тот факт, что в течение восьми лет отец Иоанн был гласным городской и земской управ, выбранным от духовенства, а также директором Попечительского совета о тюрьмах33. 27 февраля прихожане церкви Космы и Дамиана на общем приходском собрании из трех кандидатов, подавших заявления, выбрали именно отца Иоанна и просили владыку утвердить его настоятелем своего храма ,34. Служил ли здесь отец Иоанн Добров, неизвестно.
24 апреля 1922 года в церкви Космы и Дамиана изъяли 341/2 золотника золота и 7 пудов 2 фунта и 25 золотников серебра, а также 1 фунт и 25 золотников драгоценных камней. Стоимость изъятого оценивалась в 4100 «довоенных золотых рублей». С икон были сняты все серебряные ризы, пожертвованные Боткиным, Карзинкиным, Борисовым, Орловым и другими благотворителями. В переплавку пошли лампады, кадило, подсвечник, 4 оклада с напрестольных Евангелий, литургические сосуды и 2 напрестольных креста з6. Копия протокола об изъятии была выдана священнику Владимиру Рождественскому.
В конце 1920-х годов в храме Космы и Дамиана служил протоиерей Михаил Янковский. Он окончил гродненскую семинарию, в 1898 году был рукоположен во священника и видимо эвакуировался в Центральную Россию в начале войны. Иерейского служения он не прекращал и в 1920-е годы, поскольку известно, что в 1925 году его наградили крестом с украшениями. В 1929 году отец Михаил Янковский, настоятель храма Космы и Дамиана, был награжден палицей.
Жалоба на имя председателя
Естественно, верующие воспользовались своими правами и направили жалобу на имя председателя ВЦИК М.И. Калинина и в Комиссию по делам культов при ВЦИК. Законодательные акты о культах в это время еще действовали, и секретариат ВЦИК своим решением отменил постановление Президиума Моссовета о закрытии Петропавловской церкви. 14 июня 1929 года управляющий делами Президиума Моссовета сообщил, что «закрытие церкви Петра и Павла в настоящее время удовлетворить не представляется возможным» w. Таким образом, церковь была спасена.
В 19зо-е годы обстановка была уже не та – речь шла о полной ликвидации Русской Православной Церкви на территории СССР и особенно в Москве. В течение пяти лет было закрыто большинство храмов Ивановской горки. Церковные общины переходили из одного храма в другой. Были варварски разрушены замечательные памятники русского зодчества: церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, Спаса Преображения на Глинищах, мучеников бессребреников Кира и Иоанна на Солянке. Оставшиеся храмы, занятые советскими организациями, подвергались перестройке и перепланировке. В этой обстановке на территории района оставался действующим один храм – святых апостолов Петра и Павла в Петропавловском переулке у Яузского бульвара. В 1935 году настоятелем храма назначили протоиерея Аркадия Пономарева, который на протяжении пяти предшествующих лет служил в храме Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.
|