В главной роли – актриса и профессор Анн-Лор Дюбуа (Гренобль, Франция). Режиссёр-постановщик, сценограф, художник по костюмам, автор музыкального оформления – Евгений Бабаш.
В спектакле много непривычного и неожиданного. Это постановка без драматургической основы, практически без текста, где все сочинялось в процессе репетиций. Работа над спектаклем длилась всего около месяца – чуть больше сможет пробыть в Омске французская актриса. Поэтому спектакль будет сыгран всего четыре раза, и каждый показ станет по-настоящему эксклюзивным.
– Поскольку Анна путешествует по миру, занимается театральным туризмом, была идея поставить что-то вроде ее путевых заметок, – рассказал перед премьерой автор проекта режиссер-педагог Лицейского театра Евгений БАБАШ. – Я просто не умею так делать. И я вроде бы согласился: да, да, да, и даже честно думал над этим. Но когда мы начали работать, все ушло совсем в другую сторону. Получилась история вымышленная, история обобщенная. Какие-то ее повороты сочинялись поэтапно. Я спрашивал Анну: «Тебе нравится?» И если ей было интересно, мы шли дальше. Хочу сразу предупредить, что это коллаж, от которого нельзя требовать какого-то сюжета. На коллаж надо смотреть, расфокусировав зрение. В нем нет главных элементов и нет второстепенных, именно взаимодействие фрагментов создает некое звучание, смысл.
По задумке постановщика, то, что происходит на сцене, – сны героини. Обрывочные, невнятные, прерываемые щелчком пальцев безжалостной Бессонницы (Татьяна Реснова). Впрочем, безжалостной ли? Похоже, она как раз стремится оградить Анну от горьких разочарований или воспоминаний о них. Действие разорвано на клочки, порою лишено смысла, порою – наполнено тайными шифрами или же смешными нелепостями. Именно так, как это бывает с нашими снами. И все же из них постепенно выстраивается история девочки, которая ждала любви, нашла ее и потеряла.
Это история взросления, история получения, может быть, горького жизненного опыта, считает Анн-Лор Дюбуа. Идея возникает из сюжета о Красной Шапочке, где встреча с волком превращается во встречу с прекрасным принцем. Волк – равно принц. Девочка вышла замуж. Поэтому на больших листах с русским переводом, даже тогда, когда речь идет совсем не о том, появляются изображения сексуальных красавцев, а яркий плакат выставки Энди Уорхолла венчает алый головной убор. Но жизнь – не сказка, и прекрасный принц в ней может превратиться даже хуже чем в волка. И героине нужно снова пройти самые счастливые и самые ужасные моменты своего заблуждения, прежде чем сказать: «Я выжила!»
В ее снах-переживаниях смешалось все: детские страхи, живущие под кроватью, французский шансон и протяжные русские страдания, притягательный субъект без лица (Александр Боткин) и коварная соперница, гуттаперчевая, как злобный призрак из японского ужастика (Дарья Оклей). Спектакль сделан и с юмором, и с любовью. В финале из слез, из нежелания жить, из порванных фотографий, из метров свадебной фаты, как бабочка из кокона, появляется женщина, готовая к новым попыткам обретения счастья. «Даже если без тебя…»
Спектакли ограниченного показа, путешествие по лабиринтам подсознания (уже едва ли не превратившееся в жанр), рассказ о боли взросления – все это не впервые для Евгения Бабаша. Вспомнить хотя бы сделанный «на раз» и снискавший фестивальный успех спектакль «Путешествие Герды». Сейчас Бабаш развивает свои режиссерские опыты куда-то в еще более интуитивную сторону. Интересно, что в них задействована актриса совсем другой театральной школы, при этом тоже театральный педагог. Те, кому повезет, смогут увидеть результаты совместных «лабораторных исследований» еще дважды – 1 и 8 июня.
**
|