С введением ЕГЭ родители всё чаще стали жаловаться, что их детей буквально натаскивают на решение тестов. При этом после сдачи экзамена знания улетучиваются. Ведущие педагоги страны рассказали омским коллегам, как ребёнку дать знания, которые не только помогут сдать ЕГЭ, но и пригодятся в дальнейшей жизни.
Третий год подряд ОмГУ им. Ф. М. Достоевского выступает организатором межрегионального педагогического марафона учебных предметов «Живая методика». Сибирская дистанция». Первые мероприятия Марафона состоялись на прошлой неделе. За два дня ведущие учителя-практики провели не только ряд лекций, но и дали мастер-классы для учителей русского языка и литературы.
– В мероприятиях нашего марафона мы принципиально не пишем аббревиатуры ОГЭ и ЕГЭ, которые стали «мантрой» для части педагогов и руководителей школ, поводом для перестройки уроков русского языка и литературы под «подготовку к ЕГЭ», – рассказала один из организаторов III Межрегионального педагогического марафона учебных предметов «Живая методика». Сибирская дистанция» заместитель начальника Центра инновационных компетенций Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора ОмГУ Елена БУЗИНА. – Есть другая идея – вернуться к ключевым позициям методики и инновационной практики и ответить на вопрос: как выстраивать урок и учить детей так, чтобы они успешно сдали и тот, и другой экзамены? Это одна из важных точек, которая есть в “Живой методике”. И гости Марафона разных лет – самые известные в стране учителя русского языка и математики – не сговариваясь – эту мысль проводят в своих выступлениях. Наши гости чаще всего начинают мастер-классы с вопроса о том, какой результат нужно получить, что важнее: прорешивание тестовых заданий (безусловно, и это необходимо в работе, но только не как основная деятельность из урока в урок!) или выход на широкое знание, которое всегда ребенку будет нужно в жизни.
Одной из основных проблем, которую называют учителя русского языка и литературы, является непонимание ребенком текста. Причем начинается это непонимание чаще всего с младших классов.
– Дети учебника не понимают и в этом они гораздо меньше виноваты, чем учебник, – отмечает учитель высшей категории ГОУ ЦО 57 г. Москвы, зам. главного редактора журнала «Русский язык», создатель нового методического подхода в преподавании русского языка в школе, автор книг Надежда ШАПИРО. – И когда человек понимает, что половину он не поймет, то уже и вторую половину, которую бы мог понять, особо не замечает. Считается, что побольше науки какой-нибудь важной надо вставить в учебник. И появляется текст не очень научный и сырой, невнятный. А непонятное отталкивает детей от чтения вообще текста – дети так и учатся с ощущением, что понять учебник все равно нельзя. Должно быть много хороших учебников. Так, чтобы учитель мог выбирать то, что ему нужно для этих учеников. Я считаю, что мы обидно много тратим времени на скучные занятия, чтение бесцветных учебников, вместо того чтобы загрузить мозги полезной, смешной или любопытной информацией, которая удивит, заставит задуматься, подтолкнет к размышлениям.
О таком понятии, как языковая интуиция ребенка, рассказывала заслуженный учитель РФ, преподаватель лицея № 1525 «Красносельский», доцент Департамента образовательных программ НИУ «Высшая школа экономики», автор книг и пособий Евгения АБЕЛЮК.
– Процент детей, которые без специального обучения, от природы чувствуют и понимают текст, точно и логично выражают это свое понимание, очень невелик, – пояснила Евгения Семеновна. – Школьники читают, не замечая красоты языка, не чувствуя стилистического разнообразия, не заботясь о том, что не знают значения каких-то слов, не чувствуют иронии, что в итоге очень сказывается на качестве чтения. А результат печален: язык постепенно усредняется, обедняется.
Сегодняшним учителям умению чувствовать язык и тонко его понимать предстоит учиться вместе с детьми, и этого не стоит пугаться.
**
|