В начале пресс-конференции министр культуры области Виктор ЛАПУХИН отметил, что за все предыдущие фестивали «Академии» зрители посмотрели 38 спектаклей из самых разных уголков мира. В этом году были трудности с формированием афиши. Так, не смогли приехать театры из США и Литвы.
Уделили внимание и финансированию театрального форума. Его бюджет сложился из федеральных, региональных денежных средств. Помог в его проведении и Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. Кроме того, благодаря созданному попечительскому совету, пятой «Академии» удалось привлечь к финансированию фестиваля крупных предпринимателей омского бизнеса.
– В этом году со стороны Министерства культуры РФ была оказана существенная поддержка. Уже несколько лет действует учрежденный им Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. Все федеральные театры, в том числе и московские (театр им. Евг. Вахтангова, театр им. С. Образцова, театр им. В. Маяковского), приехали к нам за счет поддержки этого центра. Центр имени Вс. Мейерхольда поддержан мэрией Москвы.
Кроме того, министр отметил, что Министерство культуры РФ давно рассматривает вопрос децентрализации крупных международных фестивалей и конкурсов, в частности «Академии».
Если фестиваль «Академия» будет оформлен в статус автономной некоммерческой организации, то она сможет выигрывать гранты. А это позволит проводить фестивали не только в разных городах России, но и за ее пределами. Так, в Европе распространены гастроли театров за свой счет (на выигранные гранты).
«Выбери свой спектакль» – таков слоган нынешнего фестиваля. На его сайте каждый может подробно ознакомиться с афишей: узнать о том или ином спектакле, мастер-классе, актере, режиссере.
– Очень важно, чтобы зритель действительно приходил на тот спектакль, который выбрал именно он сам, а не который ему навязали. Мы подробно рассказали о каждом спектакле, чтобы можно было прийти туда, к чему лежит душа. Надеюсь, что разочарований у публики будет меньше, – отметила арт-директор фестиваля Ольга НИКИФОРОВА.
Программа академического часа в этом году очень серьезная.
– Она направлена скорее на работу со зрителем. Сейчас в театральном мире началось движение к зрителю, к обучению его театру. Существует некий разрыв между тем, что делают режиссеры, и зрителем. Его можно сократить, объяснив, что стоит за каждым смыслом, за каждой историей, пьесой. У нас в школе мы обучаем пению, рисованию, ритмике, но не театру. Впервые на «Академии» самому маленькому зрителю – несколько месяцев, – сказала арт-директор.
Добавим, в афише «Академии-2016» – проект «Бэби Лаб» – Театр для самых маленьких.
Кроме того, зрителям покажут старейший кукольный спектакль в России – «Необыкновенный концерт» театра им. С. Образцова. Ему в день показа исполнится 70 лет.
– Показалось интересным привезти недавно рожденные спектакли и спектакль-долгожитель, протянуть некую линию, некую связь, понять, что же заложено в этом «Необыкновенном концерте», что он до сих пор собирает полные залы в Москве, до сих пор пользуется любовью публики, – добавила Ольга Никифорова.
Впрочем, тема диалога продолжится и в многочисленных творческих встречах.
Кроме того, фестиваль «Академия» не теряет своего международного уровня. В афише – джазовый концерт PRANA в исполнении ARTUR DUTKIEWICZ TRIO (Польша), театр «Читен» (Япония) со спектаклем «Чайка», киноверсия польских спектаклей «Макбет» (Театр ТР Варшава, режиссер Гжегож Яжина) и «Вырубка» (Польский театр во Вроцлаве, режиссер Кристиан Люпа).
К слову, последний на фестивале «Божественная комедия» в Кракове (2014 г.) удостоился приза как лучший спектакль, Люпа – как лучший режиссер. А в прошлом году спектакль участвовал в программе Авиньонского фестиваля.
– Это очень серьезный разговор о театральной элите Вены. Эффект присутствия на спектакле вам гарантирован. Так мы тоже представим то, о чем сегодня говорит театральная Европа, к чему стремится мировая театральная Муза, как она выражает себя и что мы можем сегодня, здесь, в Омске, не выезжая за пределы нашей области, показать из мирового, интереснейшего театрального опыта, – отметила PR-директор фестиваля Елена МАМОНТОВА.
Относительно перспектив «Академии» она добавила:
– Плох тот фестиваль, который сформулировал пятую афишу и не придумал шестую. Задумывая шестую афишу, есть очень смелые планы сделать то, к чему всегда стремился фестиваль «Академия». Это стремление мирового порядка. Когда у фестиваля есть собственная продукция, тот уникальный театральный опыт, который создан по заказу фестиваля, по взаимным договоренностям между театрами. И если мы это сможем сделать, то тогда действительно «Академия» встанет в ряд таких фестивалей, как Авиньонский, Эдинбургский.
**
|