В мае 1874 года в Москву прибыл настоятель Горнякского монастыря архимандрит Савва, вступивший в управление подворьем.
22 мая Московская духовная консистория издала указ благочинному Ивановского сорока передать в присутствии причта и старосты церкви Всех Святых приписанную к ней церковь Кира и Иоанна со всей утварью и имуществом по описи архимандриту Савве. Представители Благотворительного Славянского комитета вручили 10 000 рублей причту церкви Всех Святых, а сам причт безвозмездно пожертвовал подворью 36 квадратных саженей своей земли в дополнение к 389 квадратным саженям, принадлежавшим церкви Кира и Иоанна.
Эти события открыли новую эпоху в истории храма Кира и Иоанна на Солянке. Все в нем теперь должно было напоминать о судьбе сербского народа, о его борьбе за независимость от турецкого владычества и об истории Сербской Церкви. Прежде всего это коснулось посвящения его престола. Древний престол во имя мучеников Кира и Иоанна был упразднен. Теперь его должны были посвятить Благовещению Пресвятой Богородицы, поскольку именно в этот день в 1805 году началось сербское восстание против турок. Архимандрит Савва собрал пожертвования на сумму 2000 рублей серебром на восстановление храма, освящение которого состоялось 30 ноября, в день памяти апостола Андрея Первозванного, когда в 1830 году Сербскому княжеству была дана автономия.
Серебряными окладами
Московский пожар 1812 года стал трагическим рубежом в жизни прихода. Как отмечал И. М.Снегирев, церковь святителя Николая считалась богатой – в ризнице ее имелись многочисленные богослужебные сосуды, а иконы были обложены драгоценными серебряными окладами. За несколько дней до вступления наполеоновских войск в Москву «стараниями священника Симеона Иванова драгоценные древние и новые утвари, также и некоторые иконы скрыты были в склепе, но, найденные неприятелем, похищены. Церковь внутри сгорела, тогда в ней погибли алтарные иконостасы с древними образами, в числе которых находились и Рублевские. Домы прихожан преданы были огню, так что она осталась без причта, прихожан и без всяких средств к своему возобновлению. В 1814 г. она была приписана к Предтеченской церкви бывшего Ивановского монастыря, до 1825 г. стояла в запустении». Стараниями Ф. Д. Колтовского был возобновлен и вновь освящен придел Николая Чудотворца, но служили здесь только по престольным праздникам. Он был готов отремонтировать за свой счет и весь остальной храм, однако для возобновления регулярных богослужений этого было недостаточно – нужно было заново выстроить разрушенный дом священника. Колтовский попытался подвигнуть на это других прихожан, но разорившиеся жители были не в состоянии изыскать нужные средства 37. Многие из них так и не смогли восстановить свои собственные дома.
|