Виртуоз классической гитары рассказал о характере своего инструмента, почему на концерте играл левой рукой и чего ему не хватает в нашем городе.
– На концерте было видно ваше особое отношение к гитаре: во время аплодисментов вы держали ее перед собой, она – ваш партнер по сцене. Есть ли у нее свой характер?
– Конечно! Это гитара знаменитого испанского мастера Мануэля Контрераса. Я купил ее в Москве у одного известного гитариста – Артема Дервоеда. В его руках я ее слышал несколько раз, и она мне очень нравилась. Когда узнал, что он собирается ее продавать, моментально приехал. Попробовал на ней поиграть – не получалось поначалу. И это то, о чем вы говорите: есть, наверно, определенный характер и технические характеристики, к которым нужно притереться. На это ушло полгода точно. Сейчас я мыслю эту гитару как продолжение себя. Я уже думаю не о том, как сыграть, а что сыграть. Она у меня уже шесть лет.
– Для омичей вы исполнили мелодии композиторов из Испании, Англии, России, Америки – как современные, так и, к примеру, начала XIX века. Почему такой репертуар?
– На гитарных концертах очень много жалоб, что для этого инструмента мало написано. В основном играют сочинения, переложенные для гитары. Я показал, что есть многообразие музыки из разных стран, современной и XIX века, выдающихся композиторов. Пытался составить программу как можно контрастней. Какие-то моменты, может быть, были сложны для восприятия, другие – более доступны.
– Часть одной из композиций вы играли левой рукой, почему?
– Таков один из видов техники, очень редко встречается, но в отдельных сочинениях это придает особый шарм исполнению.
– Как вы стали гитаристом?
– В одиннадцать лет начал заниматься в кружке бардовской песни на классической гитаре. Занятия шли три-четыре месяца. Это было просто как времяпрепровождение, не было идеи стать гитаристом. Наступило лето, и мама друга подсказала, что у нас хорошо получается играть и надо продолжить заниматься. Мы оба поступили в музыкальную школу. Я попал в класс педагога Алексея Петропавловского, ныне доцента Нижегородской консерватории. Так получилось, что я все время у него учился: в музыкальной школе, училище, консерватории, аспирантуре. Уникальный случай, когда исполнитель на всех ступенях у одного педагога занимается. То, что я продолжил профессионально заниматься гитарой, заслуга именно этого преподавателя. И родители, конечно, все время поддерживали.
CCC7171– Германия, Испания, Франция, Америка, Россия, Канада, Мексика, Бразилия… В какой стране вам больше всего нравится выступать, где публика лучше встречает?
– В России она очень горячая. Если ты эмоционально играешь, то и встречает хорошо. У нас публика такая… непростая, особенно для иностранцев (европейцев), которые сюда приезжают. У них больше нацеленность на сдержанные эмоции, внутреннее содержание, качество. А российские слушатели иногда, может, и не воспримут что-то – закроются и будут думать: «Скучно». Наша публика требует большего участия, но и отдачи от нее больше. Кроме того, родина гитары, Испания, очень привлекала колоритом и культурой. Первая моя заграничная поездка на конкурс (когда я отправился один) была именно в эту страну. Понравилась и еда, и как играют. Там гитара поистине народный инструмент.
– Какие мелодии вам нравится исполнять больше – современных композиторов или, к примеру, времен Баха?
– Ты общаешься с композиторами через музыку, в каждой эпохе есть свои высокие идеалы. У меня нет такого, что я играю только современную или старинную музыку.
– Поклонники как-то дают о себе знать?
– Сейчас очень популярны соцсети. Приходит очень много писем. В основном это вопросы от учащихся, студентов, которые интересуются, как сыграть ту или иную композицию. Не всем успеваю отвечать, но стараюсь это делать.
– Был ли от кого-либо запоминающийся комплимент, от которого хотелось сделать невозможное?
– Несколько раз пересекался с известным французским гитаристом Роланом Диенсом. Недавно он ушел из жизни, поэтому, наверно, в голову приходит его фраза. Для американской визы мне нужны были отзывы известных людей. Он написал, что «Ровшан Мамедкулиев – настоящий музыкант и больше, чем просто гитарист. Сегодня гитарный мир нуждается в таких исполнителях». Мне было очень приятно получить такую высокую оценку.
– Вы второй раз в Омске, наш город вам уже полюбился?
– Этот приезд как-то немного в спешке. В прошлый раз также были милые, дружелюбные лица, тогда для меня провели экскурсию по городу. Я понял, насколько Омск старинный и красивый город. Но только жаль, что здесь в филармонии нет гитарного абонемента. Сейчас он есть практически везде, в каждом крупном городе. Или есть, по крайней мере, серии гитарных концертов. Это важно и для подрастающих студентов, и для зрителя. Гитара сейчас занимает одну из лидирующих позиций по количеству детей, поступающих в музыкальные школы. К примеру, в Москве в музыкальные школы на отделение гитары поступает больше, чем на фортепиано.
СПРАВКА
Ровшан Мамедкулиев – лауреат более чем 20 престижных международных и всероссийских конкурсов, победитель одного из самых престижных конкурсов исполнителей на классической гитаре – ХХХ Международного конкурса GFA – (Чарльстон, США). Отмечен Премией президента РФ (2006 г.). Выступал в Карнеги-холл (Нью-Йорк), гастролировал по городам Германии и Испании, Северной и Южной Америки, Канады, Мексики, Бразилии. Сотрудничает с разными международными оркестрами и филармониями (Испания, Франция, Россия).
|