С их помощью дети, которые согласно первоначальному диагнозу признавались необучаемыми, оказываются способными учиться в начальной школе вместе с обычными детьми. В своей работе воспитатели и педагоги коррекционного детского дома стараются использовать все известные способы для реабилитации своих воспитанников.
Каждый из них имеет те или иные проблемы со здоровьем. Так, среди детей, оставшихся без попечения родителей, есть малыши с тяжелой инвалидностью, вызванной такими заболеваниями как детский церебральный паралич, синдром Дауна и другие. Для них разрабатывается индивидуальный план, который в первую очередь направлен на максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовку ребенка к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей.
– У детей, только прибывших из дома ребенка, нет навыков сюжетно-ролевой игры, – отметила старший воспитатель специального (коррекционного) детского дома № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Наталья АЛЕКСЕЕВА. – Сначала у них идет обучение предметной игрушке – например, что можно сделать с чашкой, ложкой. Потом разворачивается сюжет, вовлекаются другие дети, воспитатели. Через игру они могут познавать и окружающий мир, и культурно-гигиенические навыки, и умение общаться в коллективе, и осваивать элементарные навыки математики.
Учитель-дефектолог специального (коррекционного) детского дома № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Алена ГРЮНЕР уверена, что мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Однако наиболее важное значение в развитии малыша играют специальные занятия, среди которых на первом месте развитие мелкой моторики. Ведь дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
– Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления, что немаловажно для наших воспитанников, – рассказала Алена Владимировна. – Существуют многочисленные варианты игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Это и сухой бассейн, и массаж пальцев с помощью ежиков, самомассаж, музыкальные пальчиковые упражнения и другие. Я в своей работе учителя-дефектолога использую методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук, в частности - прищепкотерапию.
Казалось бы, чему можно научиться с помощью обычных бельевых зажимов? На самом деле, как уверяют специалисты, многому. Так, детям дают коробочку, стороны которой оклеены цветной бумагой, и просят подобрать прищепки по цвету. Для детей постарше можно написать цифры и попросить их прикрепить к стенке коробочки то количество прищепок, которое указано. Сами прищепки могут быть с более жесткой или мягкой пружиной, что заставляет ребенка прилагать разные усилия, чтобы прикрепить ее к нужному месту. А если включить фантазию и добавить фигуры из картона, то овал превратится в рыбку или ежика. Всё зависит от того, куда прикрепить зажимы. Можно придумать сказку и разыграть ее с помощью таких необычных героев. Прищепки в детском доме № 3 используют даже для изучения времен года, дней недели и времени суток.
**
|