Приходское духовенство служило не только в храме, но и в часовне перед Святыми воротами, построенной еще в первой половине XVIII века. Вероятно, в 1812 году она пострадала меньше надвратной церкви. Опись 1814 года описывает ее так: « .при оных входных вратах из вне монастыря часовня с железными затворами. В ней образ Софии Премудрости Божия, образ Пророка Илии, образ Богоматери, образ Иоанна Предтеча фонарей для крестнаго хождения два. К середине XIX века приход накопил достаточно средств для обновления храма. Это обновление затронуло прежде всего иконостас, сложившийся в XVI-XVII веках и известный по описям с 1701 по 1814 год. В середине XIX столетия из него исчезли ряды «пядничных икон. Опись 1850-х годов описывает храмовый иконостас как «состоящий из четырех ярусов деревянный, вызолоченный на полименте, обложен фольгою накладного серебра, и украшен разными литыми фигурами, вызолоченными на мардане.» 25. В докладе благочинного Ивановского сорока, направленном в 1859 году в консисторию, отмечено, что иконостас был обновлен с соблюдением старого рисунка, т.е. при его переделке старались создать подобие резного иконостаса второй половины ХУН века. Сами иконы были «также обновлены искусными мастерами по примеру обновления иконостаса в Московском Успенском соборе.
Проект будущих работ
В 1887 году в связи с появившимися трещинами в стенах Троицкой церкви и аварийным состоянием ее алтаря и алтарной преграды необходимость в проведении ремонтно-восстановительных работ возникла снова. Проект ремонта был выполнен архитектором Межевой канцелярии И. П. Залесским (1850-1909). Выпускник Императорской Академии художеств, академик архитектуры с 1883 года, Игнатий Залесский к этому времени уже спроектировал и построил в Москве несколько церковных и гражданских зданий. Поскольку дело касалось памятника архитектуры ХУН столетия, проект будущих работ с объяснительной запиской отправили на согласование в Императорское Московское археологическое общество. Осмотреть церковь и составить заключение по проекту Общество поручило московскому архитектору А.Л. Оберу (1835-1898), который доложил, что «предполагаемые в этом храме переделки не касаются древних частей его. Стены алтаря, по- видимому, позднейшей постройки, а живопись
на стенах, в которых предстоит пробирка трещин, тоже современная». Особенное внимание архитектор обратил на проблему сохранности иконостаса XVII века как ценного памятника петровского времени, отметив, что «при исправлении внутренней алтарной стены разборка и сборка иконостаса была произведена самым тщательным образом, без изменения его частей».
|