Кто-то мечтает сниматься в кино, а Максим Дьячук хотел сам снимать триллеры, боевики и ужастики. Сегодня в его послужном списке уже пять полнометражных фильмов. Один из них даже крутят в Японии, США и Канаде. Зато в Омске, как выяснилось, своя киностудия никому не нужна.
Второе пришествие Терминатора
Вырвать самому себе глаз не так просто. Снять красиво весь этот ужас еще тяжелее, но Дьячук трудностей не боялся. Да и чем можно было бы напугать омича, решившего сделать продолжение «Терминатора»?
Сегодня поклонники этого фантастического боевика твердо уверены, что фильмов про робота-киллера пять. На самом деле их шесть, причем второй сняли в Омске еще в 1993 году.
– «Терминатора» тогда крутили во всех омских видеосалонах, – вспоминает Максим. – Его популярность зашкаливала, но продолжения не было. Мы решили восполнить этот пробел.
Режиссером сибирской версии «Терминатора-II» стал сам Максим, он же – автор сценария. Пригласить Шварценеггера в Омск не смогли, поэтому обошлись без него.
– Терминатора сыграл я, благо в то время был дружен со спортом, – улыбается режиссер. – И я же разрабатывал спецэффекты для фильма.
К примеру, ту самую сцену, когда робот вырывал себе глаз, а за ним из глубин черепа тянулось что-то блескуче-кровавое. Становиться кривым Максим не хотел, поэтому вместо него пострадала какая-то рыба. Помощники режиссера поймали ее в Иртыше, выпотрошили, а кишки использовали для съемки страшного эпизода. Сейчас, разумеется, голый натурализм у киношников не в почете, однако в то время…
– Компьютеров не было, поэтому о виртуальных спецэффектах и речи не шло, – поясняет Максим. – Фильм снимали на пленочную видеокамеру, а монтировали на двух видеомагнитофонах.
Сегодня такие «забавы» выглядят несерьезно, но в 90-х для Омска это, наверное, был настоящий прорыв. Во всяком случае, ничего подобного до Дьячука в нашем городе не снимали.
Премьерный показ омского «Терминатора-II» прошел в одном из областных домов отдыха. Естественно, на ура. Некоторые даже не верили, что фильм сняли в Омске. Впрочем, в то время нашего зрителя еще не успели избаловать.
– Позже я этот фильм перегнал на лазерный диск, – рассказывает Максим. – Правда, где он теперь, и не вспомню.
Да и зачем цепляться за старое, если можно снять что-нибудь новенькое и куда более интересное? Например триллер про оборотней.
…И в реку с головой
«Алтайский тупик» – так называется фильм Дьячука, над которым он сегодня работает.
– Действие разворачивается, как явствует из названия, на Алтае, – поясняет Максим. – Там, если верить легенде, в одном из глухих уголков водятся оборотни.
Чтобы проверить эту легенду, на «место ЧП» выезжает ученый-криптозоолог. Вскоре он пропадает, и на поиски отправляется дочь. Одновременно сюда же приезжают на отдых студенты. Они ни в какие страшилки не верят, но тоже вдруг исчезают один за другим. Ребята начинают подозревать, что оборотень находится рядом, но кто он и где, не знает никто…
Поскольку фильм о молодежи и для молодежи, то в нем имеются и любовные сцены. Они занимают три процента от общего времени, но в интернете новую ленту уже отнесли к жанру эротики. И это при том, что фильм еще не готов и рецензенты его не смотрели. Им невдомек, что главное в новом триллере – вовсе не поцелуи, а люди, их отношения и выбор, который нужно сделать героям в столь непростой ситуации.
К слову, артистам на съемках тоже было непросто. Точнее, артисткам, поскольку именно девушкам по сценарию полагалось форсировать местную реку. Причем вплавь, не на лодке.
– Вода была словно лед, – вспоминает Дьячук. – Сунешь палец, а его сразу же сводит.
Режиссер артисток жалел, но съемок не отменил. Девчата разделись, поплыли, а парни встречали их на берегу с одеялами и коньяком. Другие бы после такого заплыва сбежали домой, но героиням «Алтайского тупика» это и в голову не пришло. Да и некуда было бежать.
– Началось наводнение, все мосты смыло, и мы оказались как будто на острове, – поясняет Максим. – Выбраться на большую землю можно только на вертолете, но где его взять?
Не обращая внимания на разгулявшуюся стихию, омичи снимали кино. Вернуться домой они смогли лишь тогда, когда местные жители нарубили деревьев и сами построили мост. Впрочем, сегодня те приключения для артистов выглядят уже не так страшно. А режиссер, не иначе, и вовсе не вспоминает о таких мелочах. У него теперь другие заботы.
– Съемки завершены, мы работаем над светом и звуком, – поясняет Максим. – Премьерный показ «Алтайского тупика» состоится весной.
Однако искать покупателей на новый триллер нужно заранее. Причем напрямую, так как агентам-посредникам наш режиссер больше не доверяет. Причина проста – в прошлый раз они просто кинули Дьячука.
Разводка по-канадски
В США малобюджетным считается фильм, на съемки которого ушло полтора миллиона долларов. Максим свой предыдущий фантастический фильм «Споры» снял всего за 150 тысяч рублей. Говорят, получилось не хуже, чем в Голливуде. Во всяком случае, этот омский ужастик несколько раз показали по одному из американских телеканалов с 50-миллионной аудиторией, а также выпустили на дисках еще в нескольких странах.
– Только с проката до нас не дошло ни копейки, – рассказывает Максим. – Все деньги достались агентам из Канады, с которыми я тогда заключил договор.
На это раз Дьячук будет выходить на прокатчиков сам, без посредников. Наступать на грабли во второй раз он не собирается. Артистов для своих новых фильмов тоже готовит самостоятельно.
– Раньше я работал с актерами омских театров, – говорит режиссер. – В «Спорах», к примеру, снималась актриса омской драмы Наталья Рыбьякова, в другом моем фильме – фантастическом боевике «Безмолвие космоса» – известные омские актеры Сергей Шоколов, Наталья Мальгавко и Евгений Точилов.
Но совмещать театр со съемками им было сложно, да и театральным режиссерам это не нравилось. Чтобы не зависеть ни от кого, Максим вместе с женой Диной Грин открыл свою киношколу. К слову, все герои «Алтайского тупика» – ее выпускники. Жаль, что нельзя устроить такую же школу для омичей, кторые бы хотели помочь нашим киношникам. Как ни странно, но желающих мало. Зато тех, кто мешает, достаточно.
– Хотели снять сцену в метро, но нас туда не пустили, – вспоминает Дьячук. – Во избежание, так сказать. По той же причине мы не попали в органный зал. А в ресторане, где нам нужно было снимать одну из сцен, заявили, что мы помешаем клиентам.
Вроде бы право имеют, а все-таки грустно. И как-то не хочется верить, что своя киностудия в Омске никому не нужна. Впрочем, Максим не сдается и продвигает наш город в мире кино.
– К примеру, «Алтайский тупик» мы хотим показать на фестивале фильмов ужасов «Капля», – делится планами он. – А если успеем оформить необходимые документы, то и на московском фестивале «Движение».
А что, неплохая идея. Пусть все узнают, что в Омске тоже снимают хорошие фильмы.
**
|