Если судить по рисунку А.А. Мартынова, собор Ивановского монастыря в деталях убранства отличался от Благовещенского и Ильинского храмов. Тщательность рисунка позволяет установить, что поребрика в соборе не было, а профилировка его декора была более дробной, чем в двух других церквах 8. Весьма вероятно, что монастырский храм отличался и конструкцией перекрытия. О нем можно судить лишь по описанию И. М. Снегирева, который сообщает, что «его своды образовали два пересекающихся полуцилиндра; в пересечке их сквозной трибун» 9. Описанное перекрытие можно сопоставить с крещатым сводом, где световой барабан поставлен на пересечении двух распалубок. Этот тип свода более всего соответствовал подчеркнутой центричности бесстолпного храма с тремя притворами. Следует также указать на особенности оформления барабана монастырской церкви: световые окна с явно прямыми перемычками чередовались с узкими нишами,
завершения которых имели полуциркульное очертание. С. С. Подъяпольский предполагал, что первоначально барабан церкви не был световым и окна в нем были прорезаны позже, что, по его мнению, соответствует наиболее «архаичному» типу храмов с крещатым сводом 10. Все это позволяет предположить, что собор Ивановского монастыря был построен раньше, чем храмы села Ильинское и Благовещенского погоста.
Помещение прачечной
Далее в отчете упоминалась больница на 20 коек, где также оказывалась зубоврачебная и амбулаторная помощь (легко представить себе, что это была за помощь!). Больница, находившаяся на втором этаже каменного здания, одним своим фасадом выходила во двор исправдома, а другим – на хоздвор. Баню для заключенных организовывали раз в полтора-два месяца, но это редкое мытье вряд ли могло здесь кому-либо доставить удовольствие. В отчете сохранилось описание помещения: «Баня – в полуподвале под больницей. Помещение темное, потолки ветхие деревянные, также полы и скамьи, каменка требует ремонта. Вентиляции нет. Вход со двора исправдома. Крутые полуразрушенные каменные ступени ведут вниз. Рядом – помещение прачечной, требует ремонта (полуразрушена), стоки грязной воды бездействуют». Водопровод в лагере был неисправен, и уборные находились в антисанитарном состоянии 97. Главное требование комиссии заключалось в том, чтобы силами заключенных «вывести громадные залежи мусора и навоза с территории исправдома, оборудовать отхожие места, привести в порядок захламленные помещения».
Беспорядки были замечены и внутри самого ведомства, а именно: « .старший помощник начальника лагеря с семьей из трех человек занимает четыре комнаты, а воспитательница Шведе с семьей из четырех человек живет в одной проходной комнате». В отчете также указывалось, что «иконы и предметы религиозного культа находятся в квартирах сотрудников лагеря в ограде ИТД».
|