Цель учреждения Сербского подворья в Москве состояла, как писали «Московские епархиальные ведомости», в сборе денежных и других пожертвований «в пользу сербских церквей не только в Сербии, но и в Боснии, Герцоговине, старой Сербии, Воеводине, Сирмии, Далма
ции, Хорватии, Славонии» 104. Прошение об открытии в Москве подворья было направлено митрополитом Михаилом в Святейший Синод еще в 1870 году и получило горячую поддержку Славянского благотворительного комитета, в который входили многие известные общественные деятели и ученые. Исходя из того, что «Сербская православная митрополия, по своему положению в княжестве несамостоятельном и расположенном между мусульманским населением, заслуживает оказания помощи со стороны единоверной Российской церкви» 105, Комитет вынес решение уступить для устроения подворья пустующую церковь Кира и Иоанна. Кроме храма подворью передавался двухэтажный каменный дом и сдававшееся в аренду место для торговли, приносившее прибыли 1340 рублей в год. За это сербы должны были выплатить причту церкви Всех Святых компенсацию в размере 10 000 рублей. Эту сумму, как сообщал митрополит Михаил, собиралось выплатить сербское правительство. Высочайший указ об открытии подворья в Москве был издан 12 мая 1873 года.
Московские ведомости
На колокольне, при которой имелась «небольшая палатка необстроенная», висели пять колоколов. В описи было также указано, что «церковь и колокольня под штукатуркою, под железными крышами».
В течение нескольких лет после передачи Николоподкопаевского храма Александрийской Церкви он был полностью восстановлен. Об этом москвичей известила газета «Московские ведомости»:
«Три или четыре года назад храм этот, обветшалый, запустелый, полуразрушенный, производил грустное впечатление.
В 1853 г. милостию в Бозе почившего Императора Николая Павловича, по представлению Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского и ходатайством его превосходительства Андрея Николаевича Муравьева, дозволено было приехать в Россию представителю Блаженнейшего Патриарха Александрийского Преосвященнейшему Епископу Фиваидскому Никанору для сбора доброходных подаяний в пользу бедствующего патриархата, а в 1855 г. соизволением ныне царствующего Императора Александра Николаевича для всегдашнего местопребывания Александрийского престола отдана в его вечное владение упраздненная и бесприходская церковь Святителя Николая Чудотворца.
|