Изучение кладки северной стены Владимирской церкви в месте примыкания четверика к приделу позволило сделать интересный вывод, что «при возведении четверика церкви уже учитывались формы и размеры придела: пилястры четверика начинались над крышей придела; лицевая кладка стены над крышей отличалась от кладки, находившейся ниже старых гнезд, от конструкций кровли придела, которая выложена небрежно. Это подтверждает одновременность создания обоих объемов – Владимирской церкви и Борисоглебского придела, выстроенных по единому замыслу. Различие в декоративных приемах допускает предположение, что объемы строились в течение продолжительного периода с большими перерывами и, вероятно, разными мастерами.
При воссоздании изразцов по сохранившимся осколкам ради экономии средств было использовано минимальное количество моделей, однако все они получили разнообразную, неповторяющуюся раскраску. В наличниках, даже значительно переделанных, легко различалась кладка, относящаяся к различным строительным периодам, что позволило без труда восстановить их первоначальную форму.
Каменная келья
Именно таким покоям и пристройкам было суждено, как кажется, стать одной из причин, задержавших осуществление указа императрицы Елизаветы Петровны 1761 года о закрытии монастыря. Поводом для этого указа стало желание правительства устроить в Москве дом призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для устройства такого дома было приказано «немедленно опростать имеющейся в Москве Ивановский девичий монастырь, или другой подобный ему, с довольным числом покоев и с каменной оградою» 76. Святейший Синод, выразив на это согласие, предписал московскому митрополиту Тимофею, чтобы он «о всех в том Ивановском девиче монастыре состоящих ныне монахинях и белицах, разсмотря, заблаговременное назначение учинил, кого и куда из них в другие монастыри перевесть и тамо поместить удобнее, дабы по воспоследовании о вышеозначенном Высочайшей Ея Императорскаго Величества апробации, в достодолжном исполнении не могло последовать ни малейшей остановки.» 77. В то же время Синод поставил Сенат в известность, «что из состоящих в том Ивановском девиче монастыре монахинь, также и белиц большая часть имеют, по прежнему обычаю, в том монастыре построенные из собственнаго своего кошту покои.
|