В это время в храме уже не было Гроба Господня и игуменского места, но сохранялась гробница схимонахини Марфы, находившаяся в его северо-западном углу. О том, что в монастыре существовало особое ее почитание, говорит тот факт, что еще в 1814 году на ее гробнице, как и в ХУН веке, лежали покровы:
« .покров с гробницы блаженныя схимонахини Марфы алой каперовой с шелковой бахромой подкладка черной китайки. С той же гробницы покров лоскутовый крест с подножием золота- го прозумента подкладка синей крашенины.
Уже в XVIII веке блаженная схимонахиня Марфа почиталась как святая, причем ее имя и сведения о ней были помещены в рукописный сборник, озаглавленный «Книга глаголемая о российских святых». Подвижница Ивановского монастыря была упомянута в одном из его списков, созданном не ранее второй половины XVIII века и находившемся в собрании М. П. Погодина.
Свидетелями монастырских традиций и почитания памяти блаженной были, по словам священника Василия Руднева, четыре старицы, оставшиеся, как он пишет, «доживать свой век в стенах упраздненного монастыря». Последняя из них умерла в 1850-х годах. Об этих старицах и об их рассказах отец Василий Руднев слышал от своих родственников, живших в Ивановском монастыре, а также от священника церкви Иоанна Воина на Якиманке, Сергия Васильевича Владиславлева, бывшего долгое время диаконом в монастырской церкви.
Игумении Марии Цымермановой
Как известно, по окончании следствия наиболее активные последователи Лупкина и Суслова – Анастасия Карпова, иеромонах Высокопетровского монастыря Филарет и иеромонах Тихон – были расстрижены и казнены. Других изобличенных еретичек – Екатерину Ларионову, Авдотью Михайлову, Аксинию Яковлеву и Акулину Иванову – по расстрижении били кнутом, а затем сослали в девичий Введенский монастырь в Тобольской епархии.
После заточения в Новодевичьем монастыре игумении Марии Цымермановой к казначее Ивановской обители, старице Александре Украинцевой, был послан указ с предписанием сестрам «изобрать из монахинь доброжитель- ную и в таком звании быть достойную персону и для определения о игумении объявить о неи кто выбран будет святеишему синоду в Москве .» 49. Настоятельницей единодушно выбрали монахиню Елену Филипповну Протопопову, которая была постриженицей Ивановского монастыря. К моменту избрания ей исполнилось SS лет. Елена Протопопова, в миру Екатерина, была дочерью священника церкви Архидьякона Стефана за Яузой и вдовой священника церкви Трех Святителей на Кулишках, отца Филимона. После смерти мужа она «по обещанию своему» пришла в Ивановский монастырь при игумении Марфе Григоровой, где пребыла «во искусе з год» и была пострижена в 1708 году. Таким образом, на ней окончился «аристократический» период монастырской истории – Мария Цымерманова была последней игуменией из дворянского сословия.
|