Виктор Иванович Маслов известен в первую очередь как художник-живописец. И неудивительно, что до недавнего времени его творчество в собрании Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля было представлено исключительно живописными произведениями. Но в 2014 году музей получил в дар от художника большое количество графических работ, за что всегда будет глубоко признателен и искренне благодарен автору. В коллекцию вошли рисунки, зарисовки, композиции, датированные 1970–2013 годами. Фонды музея пополнили произведения подготовительного, поискового характера, относящиеся к раннему периоду творчества художника: этюды, эскизы к живописным полотнам, эскизы к театральным постановкам, созданные в годы обучения в Академии художеств на театральном отделении факультета живописи.
Складывающийся обширный монографический раздел представляет безусловный интерес не только в плане более подробного изучения эволюции творчества мастера. Он позволяет отразить еще одну грань его таланта – графика и рисовальщика – почти не известную широкому кругу зрителей.
На выставке, приуроченной к юбилею художника, музей представляет часть общей коллекции его работ – около пятидесяти графических листов, которые значительно расширят представления о творческом диапазоне В. И. Маслова.
Как сообщили кураторы выставки, Наталья Муратова и Елена Ярцева, большинство работ, представленных на выставке, относятся к последнему десятилетию. Художник много работает, постоянно рисует, выезжая на природу. Листы 2006–2012-х годов были сделаны на основе поездок в Белокуриху и Чернолучье. Его привлекают обычные пейзажные виды, но в рисунках проявляется индивидуальность автора. Художник не стремится к точной и подробной передаче натуры. Ему важно выявить наиболее существенное в мотиве и перевести это в воспринимающийся цельным графический образ, подчеркнув остроту пластики или ритма, сделав акцент на передаче глубины пространства или плоскостной разработке форм. Работая с листом бумаги, он раскрепощен, свободно использует различные материалы: карандаш, уголь, сепию, восковые мелки.
Примечательно, что каждую графическую работу художник точно датирует, указывая месяц и день. Эта особенность, давно уже ставшая привычкой, делает возможным зафиксировать с помощью рисунков, отражающих состояния природы, определенный момент жизни. Из года в год художник ведет своеобразный графический дневник, листы которого постепенно складываются в образы памяти. Накопленный материал в дальнейшем может найти проявление в живописных работах, в характерной для В. И. Маслова его собственной поэзии пейзажа.
***
|