Освящение совершил епископ Можайский Игнатий (Рождественский) 26 сентября 1869 года. Через несколько лет, в 1872 году, на средства благотворителей обновили и церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение». Освящение возобновленного Знаменского (Петропавловского) храма у Яузских ворот прошло 24 июня в день праздника Рождества Иоанна Предтечи. Божественную литургию и чин освящения совершил преосвященный Игнатий (Рождественский), к тому времени уже епископ Дмитровский. В мае 1875 года по благословению митрополита Иннокентия (Вениаминова) настоятелем храма назначили Василия Ивановича Цветкова, отец которого, Иоанн Прокопьевич Цветков, с 1831 года был диаконом Петропавловской церкви. Здесь, в тихом уголке старой Москвы, на Ивановской горке, прошло детство отца Василия, и сам он впоследствии говорил о мыслительности своего служения именно в том храме, где был крещен. Позже Цветковы переехали из города в провинцию, так как отец Иоанн получил место священника в небогатом сельском приходе. Как и большинство детей священнослужителей, Василий Цветков обучался в духовном училище, а затем продолжил образование в Вифанской семинарии, которую окончил в 1856 году по 1 разряду. Тогда же по указу митрополита Филарета он получил место диакона в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках, а затем служил в церкви святителя Николая в Покровском.
Ежегодные посещения Ивановского монастыря
Ежегодные посещения Ивановского монастыря московскими государями совершались не только 29 августа. Московские монастыри, в том числе Ивановский, они обходили и в течение пасхальных праздников. Так, известно, что в 1665 году, в понедельник второй седмицы по Пасхе царь Алексей Михайлович «ходил. в Ивановский, к Спасу на новый, в Симонов, в Андроньев, Убогих дому в монастырь» 78. Во время этих обходов давалась милостыня и жаловались пасхальные яйца. 20 апреля 1675 года царь обошел московские богадельни и монастыри, мужские – Знаменский, Воздвиженский, Златоустовский, Сретенский, Богоявленский,
Николо-Греческий, Спасский у иконного ряда и Высокопетровский, и женские – Алексеевский, Ивановский, Рождественский, Георгиевский, Никитский и Варсонофьевский. Он «жаловал архимандритов и игумнов с братьею, и в девичьих монастырях игумений с сестрами и в богадельнях во всех всяких чинов к руке и яйца и милостыню» 79.
О том, что почитание святого Иоанна Предтечи в Москве связывалось прежде всего с Ивановским монастырем, говорит и еще один факт. Во время литейных богослужений, совершаемых из Успенского собора к московским престолам в день их празднования, в крестных ходах носили иконы разных святых, которые брались из храмов, где находились их мощи или наиболее почитаемые престолы. Образ Иоанна Предтечи брали именно из Ивановского монастыря. Перед совершением крестного хода за ним посылались чины государева двора. Они же провожали икону после возвращения хода от «праздника» в Успенский собор.
|