Напомним, отбор участников в рекордное по продолжительности шоу канала ТНТ пройдет в Омске 25 июля. Единственное условие - к кастингу допускаются претенденты в возрасте от 18 лет. Как сообщают организаторы прослушивания, омичи активно откликнулись на предложение пополнить ряды героев проекта "Дом-2". На сегодня заявки подали уже порядка 80 человек. Запись продлится до 24 июля включительно по телефону 8-985-307-92-26.
*
«Все гады из людей уже вылезли, дальше двигаться некуда»
Сейчас принято говорить о том, что если российское кино еще не умерло, то как минимум находится в глубоком кризисе: снимать фильмы некому, индустрия в упадке, корабль российского кинематографа медленно, но верно идёт ко дну. Киновед, доцент кафедры кино-, фото- и видеотворчества ОмГУ Виктор Ставицкий считает, что это не совсем так.
– Когда-то кино снимали во всех 15 республиках, это был огромный поток разных характеров, идей и жанров, это было настоящее многонациональное кино, – рассказал Виктор Ставицкий. – Сейчас же мы задыхаемся, у нас нет идеи. Повторять Голливуд? Его не повторишь. В наших нынешних фильмах «Битва за Севастополь» или тот же «Сталинград», не беря в расчет их художественные качества, – спецэффекты на уровне. Операторская школа у нас лучшая в мире. Каскадеры? Их приглашают за границу. То есть всем компонентам зрелищности мы соответствуем. Мало того, дальше уже некуда двигаться: все гады уже из людей вылезли, все оторванные конечности и кишки показаны, но это чужое направление, не свойственное нашему менталитету, у нас другая литературная традиция. К тому же нам хватило ужасов на войне, но помимо ужасов там ещё были переживания о потере близких людей.
Сейчас говорят: нет никаких имен, снимать некому. Хотя если взять навскидку – из великих продолжает работать Марлен Хуциев, Георгий Данелия, недавно ушёл Эльдар Рязанов. Есть Михалков и Кончаловский, Хотиненко, Говорухин, Бортко, Абдрашитов, Сокуров, Юрий Мамин, Сергей Соловьев. Это только те, кто уже снял не один фильм и проверен временем. Есть те, кто сможет сделать правдивое игровое кино: Юра Быков, Наталья Мещанинова, Лариса Шадилова, Вера Сторожева. Эти люди помимо истории еще показывают характеры. Я сюда не внёс тех, кто пока только делает первые шаги, – и среди них есть и омские ребята, причем как в документальном, так и в игровом кино. То есть эти вот старшее, среднее и молодое поколения составляют творческий потенциал, снимать есть кому.
Киноиндустрия живёт. Зайдите на «Мосфильм» – студия первая в Европе, «Ленфильм» строит павильоны и превращается в огромный конгломерат. Пожалуйста, снимай. Находи бабки и снимай. Тем более кадры в кино приходят все обученные. Другое дело, что на рынке проката наше кино не берут, это отбивает у авторов любое желание, они всё бросают и идут снимать сериалы, условные «Улицы разбитых фонарей», мечтая когда-нибудь снять «Андрея Рублева». Да никогда вы не снимете! У вас же в голове уже поехал этот поезд – по сто серий в год. Это сбило с панталыку очень многих. Но кто устоял – тот и делает кино сейчас. Особенно почему-то устояло много девушек, но почему так вышло – тема для отдельного разговора.
Правда, производство фильмов не может пока набрать обороты. В прошлом году сняли около 150 картин, это раза в полтора больше, чем в позапрошлом, но пока не дотягивает до советских 240–250 картин в год.
То есть киноиндустрия жива. Уменьшилась, но жива.
По мнению киноведа Виктора Ставицкого, проблемы с кинематографом есть и в Омске:
– В некотором смысле идём впереди всех городов – у нас есть преимущество от товарища Мединского, который выделил региону немалую сумму для воссоздания кинотеатров, но это будет происходить в области. Что касается города, то когда-то в Омске жил мудрейший человек, легендарная личность, Петр Григорьев, тогда начальник управления кинофикации и кинопроката. Благодаря ему в каждом районе Омска появился кинотеатр: в Нефтяниках – «Кристалл», в привокзальной части – «Октябрь» и «Родина», в центре – «Художественный». Были «Пионер» и «Спутник» – кинотеатры повторного показа. Что мы имеем сейчас: «Кристалл» в Нефтяниках восстановили только недавно, «Спутник» исчез, «Пионер» исчез, «Художка», «Родина», «Сатурн», «Первомайский», «Луч», «Экран» исчезли, от «Октября» осталось только название остановки. Из классических кинотеатров остался «Космос» – единственный кинотеатр, принадлежащий городу, «Маяковский» и «Иртыш». То есть систему кинотеатров мы уничтожили.
Да, в Омске вроде бы много больших киноцентров. Но государственный прокат рухнул, всё в руках частного бизнеса. Раньше можно было видеть много нашего кино, нового и старого, кино разных стран. Привозили польское, испанское, немецкое, даже израильское кино. Сейчас мы всё потеряли, осталось только американское. Разное – но только американское. А основа голливудских фильмов – скука. Выходишь после головокружительного блокбастера и ничего не чувствуешь. Наше кино показывают плохо, редко, на неудобных сеансах или недолго, тогда как американские фильмы шпарят по две недели. Это болячки нынешнего кино.
Выбор фильмов в Омске ограничен, но нельзя винить тех, кто руководит киноцентрами, сама система рынка так устроена. На кинорынке тебе предлагают условного «Крёстного отца» и ещё десять плохих картин в придачу, а на других условиях отказываются работать. Поэтому сейчас репертуар не соответствует мне, российскому человеку. Произошла потеря зрителя. Раньше житель Омска как минимум раз в месяц ходил в кино, и кино было разное – игровое, детское, документальное. Сейчас детского кино у нас нет – есть студия имени Горького, но там делают водевили, сериальчики и рекламу. А родное кино про подростков, про школу? Никому это не надо, только вот «Училка» вышла, но я пока его не смотрю, пусть отстоится. Комедии нет – точнее, есть, но не того толка. Детского кино не существует. Историческое снимают – «Брестскую крепость», «Битву за Севастополь». Война показана, но, кроме войны, есть много чего ещё: взять хотя бы историю о том, как люди строили Саяно-Шушенскую ГЭС или БАМ.
Однако, по мнению киноведа Виктора Ставицкого, не всё так плохо, и отечественный кинематограф ещё можно поставить на ноги.
– За последнее время в Омске побывали Сокуров, Кустурица, Хлебников, Федорченко, Ковун, Алла Сурикова, Хотиненко, Михалков, у нас в городе проходит пять фестивалей, в том числе «Сибирь», «Маленькое кино большого города», иноземное «Движение». Это фестивальное движение нужно сохранить, но одних фестивалей мало – они проходят всего раз в год.
Современному зрителю не хватает понятия о культуре и истории кино, ему кино просто не показывали. Прошел Год культуры, результаты известны. Следующим идёт Год кинематографа, и это отличный повод, чтобы напомнить о нём людям.
Нужна система. Поставьте в прокат нашу картину, которая была популярна лет десять назад, или что-то из классики, сделайте какой-то киноклуб. Во всем мире кинотеатры повторного фильма – самые популярные, почему бы хотя бы не попробовать сделать это здесь? В Рыбинске, бывшем Андропове, есть киноклуб «Современник»: они показывают рисковые картины, они привозят создателей фильмов в город – и к ним невозможно попасть, настолько велик интерес зрителей. В Красноярске и в Екатеринбурге есть Дом кино. Вероятность, что в Омске появится что-то подобное, тоже есть. Сейчас вроде бы идёт речь о том, чтобы сделать в Омске Центр российского кино. Но при этом необходимо, чтобы было кино из других стран, не только крупных. На Московском фестивале недавно победило болгарское кино. Кто вообще знает что-нибудь о болгарском кино?
Сейчас в Омске три конторы, которые занимаются продвижением кино. Есть «Киновидеоцентр» – это отчаянные люди, у них в фонде тысячи фильмов, они их сохраняют и показывают в области. Есть кинодосуговое объединение при департаменте культуры – это Сергей Фамильцев и его небольшая бригада. Конечно, им бы немного развернуться – не просто показывать кадры на тему войны по праздникам, а заниматься кинематографическим образованием большого города. Наконец, есть мы – факультет культуры и искусств ОмГУ, кафедра кино-, фото- и видеотворчества. Мы готовим, насколько можем, кадры, пытаемся познакомить ребят с основами режиссуры, сценаристского и операторского мастерства, историей кино. В основном они уходят на телевидение, но кто-то идёт в документалистику, а кто-то – и в большое кино.
За Уралом можно по пальцам одной руки пересчитать места, где такие попытки делаются.
**
|