Значительные ремонтные работы были осуществлены в 1857-1858 годах. В прошении к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету священник Иаков Крылов с причтом и церковным старостой, второй гильдии купцом Дмитрием Расторгуевым, объяснял, «что иконостас в настоящей их приходской церкви, устроенный в 1821 г., а иконостасы в двух приделах во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, вероятно по причине слабого грунта земли, рамы и колоды в окнах вместе с подоконниками также сделались от долговременности ветхи. Посему они желают все иконостасы построить вновь и первоначально в теплых приделах, где по тесноте храма предлагают уменьшить два каменных столпа, а иконостасы и в алтарях престолы поставить на новых местах, подвинуть их вперед, иконы частью живописные, частью фряжского письма и разномерные заменить новыми и одного греческого письма и равномерными, стенную живопись возобновить, главу с крестом перестроить по новому рисунку, полы переделать вновь, колоды с подоконниками и рамами также устроить вновь. Причем желательно им придел во имя святителя Димитрия Ростовского переименовать во имя святого Димитрия Солунского, поместивши его на левой стороне, где теперь находится придел ап. Иоанна Богослова, а сей уже поместить на правой. Таким образом, внутреннее убранство храма предполагалось переделать в новом вкусе, которому, в частности, уже не соответствовала «фряжская», т.е. академическая, живопись XVIII – начала XIX века. Расходы по обновлению церкви взял на себя церковный староста, купецДмитрий Расторгуев. Видимо, именно он решил освятить новый придел в честь своего небесного покровителя – святого Димитрия Солунского. Чертежи на исправление храма были выполнены архитектором Николаем Дмитриевым.
Четверть столетия
Определено: 1712 г. февраля в 22 день, дать указ» .
Спустя четверть столетия другой иерей Рождественской церкви, Иоанн Яковлев, упоминается в документах в качестве поповского старосты, представлявшего начальству реестр ученых священников московских церквей 8. Ему же пришлось свидетельствовать о последствиях большого московского пожара 1737 года, когда на Рождественской церкви погорели кровли, главы и кресты, но люди в его приходе, по счастью, не пострадали 9. Забота о восстановлении погоревшего храма, как обычно, легла на плечи священнослужителей и богатых прихожан.
Многочисленные дворы размещались вокруг храма еще в XVII столетии, но были ли их обитатели его прихожанами, неизвестно. Состав прихода можно проследить только с начала XVIII века. Среди родовитых приходских жителей в московских актовых книгах этого времени упомянуты стольник Андрей Григорьевич Ляпунов и князь Александр Дмитриевич Волконский 10. В 1732 году сын стольника Ляпунова, солдат Иван Андреевич Ляпунов, заложил и просрочил свой участок земли, располагавшийся вдоль Солянки, ближе к Яузским воротам, Якову Вилимовичу Брюсу (1670-1735) – графу, генерал- фельдмаршалу, крупному государственному и военному деятелю. После смерти графа земля перешла его племяннику -Савве Григорьевичу Сандыреву, чей сын, капрал Николай Саввич Сандырев, в 1745 году продал часть владения вдове генерал-лейтенанта Леонтия Яковлевича Сайманова, Пелагее Андреевне, которая перепродала ее через месяц ".
|