В начале 1930-х годов власти стали закрывать «непоминающие» приходы. В 1931/1932 годах были закрыты церкви святителя Николая «Большой Крест», святителя Николая в Кленниках, святителя Николая в Котельниках. Подготовка к уничтожению общины храма Кира и Иоанна началась в конце 1931 года. 7 декабря Президиум Московского областного исполкома вынес решение о закрытии храма, прикрываясь, как всегда, прагматическими соображениями: «Принимая во внимание, что церковь Киры и Анны используется небольшим количеством верующих, которые могут быть переведены в ближайшую церковь Николая в Подколокольном переулке (расстояние менее 1/4 километра) необходимость использования ее под научно-опытную станцию треста Зеленого строительства руководствуясь постановлением ВЦИК от 8 апреля 1929 г. церковь Киры и Ианны закрыть, а здание передать для просимых целей». Храм подвергся разгрому весной 1932 года. Накануне Благовещения Пресвятой Богородицы – храмового праздника Сербского подворья – арестовали отца Дмитрия Крючкова и отца Алексея Козлова. Тогда же был арестован и отец Иеракс Бочаров. Храм на праздник остался без духовенства – служить было некому. «Побежали просить по другим церквам, – вспоминала Корнеева, – но и там было опустошение. Нигде не смогли найти священника. Народу – полна церковь, горят лампады и свечи, певчие на клиросе, а священника нет! Решили служить всенощную при закрытых царских вратах. Народ
стоял и плакал. Это была последняя служба в нашем храме».
Черные платья
После этого я стала его постоянной прихожанкой» ,6. По словам Корнеевой, она впервые пришла в храм Кира и Иоанна весной 1925 года, и арест настоятеля тоже должен был произойти лишь спустя несколько лет после изъятия ценностей. Известно, что еще в 1922 году отец Сергий был пострижен в монашество с именем Серафим. В 1926 году он был возведен в сан архимандрита.
Община, которая собиралась в церкви Кира и Иоанна, продолжала существовать и после закрытия храма, в «катакомбах», о чем сохранилось большое количество воспоминаний. Из них мы узнаем об особенностях богослужения в храме Кира и Иоанна и о том, что отец Серафим видел в подвиге святых бессребреников образ нестяжательного сострадания и кормления страждущих, и поэтому в храме все требы совершались бесплатно. Прихожане платили только за просфоры и свечи. Настоятель не отступил от заведенного правила даже тогда, когда надо было уплатить грабительский налог, установленный властями. Несмотря на настойчивые просьбы прихожан, он не благословил хождение с тарелкой в храме, но под их давлением разрешил стоять с тарелкой на паперти. Все прислуживавшие в храме – уборщицы, певчие, алтарники – также работали безвозмездно. На клирос отец Серафим благословлял, «не считаясь со слухом, а только для духовной пользы». При этом он требовал, чтобы все женщины на клиросе были в черных платьях и черных платках или косынках.
|