В 1807 году по соседству с церковным участком появился двор секунд-майора Андрея Александровича Мосолова. Среди новых прихожан Троицкой церкви исповедная ведомость упоминает также надворного советника Михаила Ивановича Шульца, чиновника Московского архива Коллегии иностранных дел, и начальника канцелярии, генерала Петра Алексеевича Обрез- кова, который вместе со своей семьей жил в доме Межевой канцелярии (кроме него там числились и другие военные с женами и детьми). Всего перед войной 1812 года в 10 приходских дворах проживало 259 мужчин и 171 женщина.
Еще до прихода неприятеля настоятель Троицкого храма отец Петр Иванов сумел спрятать самые ценные вещи из церковной ризницы. Кроме того, благодаря его ходатайству перед французским командованием, «Муниципальному городскому управлению», организованному оккупантами на Покровке в доме графа Румянцева, был поручен «надзор за богослужением, чтобы оно было уважаемо. Сохранился текст уникального документа – письменного дозволения неприятельской администрации совершать богослужения в Троицком Хохловском храме: «Дозволено священнику Троицкой, на Хохловке церкви Петру Иванову отправлять божественную службу в сказанной церкви. Однако избежать неприятностей, связанных с оккупацией, Троицкому приходу не удалось – известно, что мародеры неоднократно грабили здание Московского архива Коллегии иностранных дел, избивая оставленных для охраны служащих. Был арестован и взят в заложники архивный «комиссар» Алексей Тархов.
Авторы проекта
Автором проекта был архитектор Гриневский. Смета на каменные работы составляла 1373 рубля, а устройство иконостаса оценивалось в 5500 рублей Ь6. Основная часть средств на ремонт поступила в 1877 году от московских купцов А. И.Лукичева (1500 рублей), Н. И. Ильина (1000 рублей), Т. С.Морозова (1000 рублей) и от старосты храма П. В. Патрикеева (7000 рублей). Именно последнему принадлежала главная роль в возобновлении храма – на деньги Патрикеева был заменен разваливавшийся от старости иконостас и возобновлена почти исчезнувшая от времени живопись, вызолочены все ризы на иконах, а некоторые исполнены заново, поставлены новые паникадила и подсвечники. Кроме того, был заново отделал придел Бориса и Глеба, на куполе и колокольне поставлены новые позолоченные кресты, а также снесена стоявшая у алтаря сторожка. Общая стоимость работ составила 20 тысяч рублей. Значительные средства Патрикеев вложил и в строительство нового каменного церковного дома, который стал приносить духовенству доход до 2-х тысяч рублей. Все его многочисленные заслуги увековечены в надписи на западной стене храма, налево от входа: «В 22 лето славного царствования Царя Освободителя Благочестивейшего Великого Государя Императора Александра Николаевича возобновлен сей святой храм и приведен в надлежащее благолепие усердием старосты, церковного потомственного почетного гражданина и кавалера Павла Васильевича Патрикеева, с участием прихожан сего храма. Освящена 1877 г. ноября 6 дня.
|