Завершив первый этап модернизации, который был направлен на повышение качества продукции до стандарта Евро 5, Омский НПЗ приступил к реализации второго этапа, нацеленного на увеличение глубины переработки нефти и рассчитанного до 2020 года. Основой его станет запуск производства катализаторов каталитического крекинга, которые российские НПЗ закупают сегодня в США.
В России есть несколько научных центров, занимающихся вопросами разработок в сфере катализаторов для различных нефтехимических процессов – риформинга, изомеризации, гидроочистки, но вот с катализаторами каталитического крекинга дело хромает. Один такой центр был в Грозном, но после конфликтов в Чечне он перестал существовать. Сегодня российские НПЗ вынуждены закупать эти катализаторы у американской компании Grace Davidson – основного их производителя в мире.
Все, кроме омского НПЗ, на котором такое производство существует, но в недостаточном для масштаба страны объеме – 3 тыс. тонн, что позволяет закрыть потребности самого ОНПЗ (900 тонн), а также поставлять катализаторы каткрекинга на Московский НПЗ и с прошлого года Ангарской нефтехимической компании. Есть еще производство в башкирском Ишимбае, но там они производятся по технологии 25-летней давности на оборудовании, закупленном в последние годы советской власти. Теперь компания «Газпромнефть» приняла решение вложить 15 млрд рублей и увеличить производство катализаторов каталитического крекинга до 15 тыс. тонн в год, построив в Омске завод по их выпуску.
Как рассказал доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров, этого объема хватит, чтобы обеспечить такими катализаторами потребность российских НПЗ, вытеснив с нашего внутреннего рынка американцев. Сегодня эта потребность составляет 7,8-8 тыс. тонн в год, кроме того, в катализаторах нуждаются установки каталитического крекинга в Павлодаре, Белоруссии, Литве. Общий годовой потенциал его потребления составит через несколько лет около 20 тыс. тонн, и Омск с вводом нового производства почти полностью его закроет.
Катализаторы, безусловно, будут востребованы, так как каталитический крекинг позволяет существенно увеличить глубину переработки нефти, а к этому стремятся все нефтеперерабатывающие заводы. Как сообщил заместитель генерального директора ОНПЗ по производству Александр Глазов, в Омске она уже сегодня очень высока – 93% по прошлому году. Для сравнения: в Европе этот показатель равняется в среднем 88%, в Японии – 91%, США – 94%. К 2020 году, по словам Глазова, Омский НПЗ намерен довести глубину переработки до 97%, и здесь переплюнув американцев.
Каталитический крекинг, как сказал Леонид Багдасаров, - это «мать многих нефтехимических процессов». По его мнению, если нам удастся вторгнуться на зарубежные рынки, страна получит огромную выгоду. Но сделать это очень непросто: туда Россию с конечной продукцией попросту не пускают. Есть надежда на Китай, который рано или поздно должна заставить использовать более качественные нефтепродукты экологическая ситуация, но договариваться с китайцами, как известно, тоже не сахар. Даже Казахстан не особо привечает российский бензин, потому что зайди туда одна только «Газпромнефть», ему, по словам Багдасарова, придется закрыть все три своих НПЗ: ни по качеству, ни по себестоимости их продукция неконкурентоспособна.
Багдасаров, известный как эксперт в этой сфере, рассказал, что как только Московский НПЗ стал замещать американские катализаторы омскими, Grace Davidson сразу снизила свои цены на российском рынке. Возможности Омска еще велики потому, что у нас есть Институт проблем переработки углеводородов, и его разработки позволяют осваивать новые виды катализаторов, то есть конкурировать с зарубежными поставщиками не только по цене, но и по внедрению инноваций.
Выиграет и в целом Омская область. Власти региона до сих пор скорбят по поводу ухода налоговых платежей нашей нефтепереработки в Санкт-Петербург. В случае с новым производством этого не произойдет: принцип процессинга при выпуске катализаторов не применим. По словам Александра Глазова, производство катализаторов каталитического крекинга планируется зарегистрировать в Омске как отдельное юридическое лицо, и соответственно налоги с его деятельности, за исключением отчислений в федеральный бюджет, будут оставаться в области. По предварительным подсчетам, их сумма составит порядка 450 млн рублей в год.
***
|