Некоторые реакционные деятели буржуазной Чехословакии также пытались пойти на сговор с Гитлером; одновременно в стране активизировалось генлейновское движение — «пятая колонна» фашизма. В условиях нараставшей внешней и внутренней фашистской опасности народ Чехословакии на многочисленных митингах и собраниях выражал свою волю отстоять независимость и целостность своей родины.
Во главе масс встали коммунисты, которые вопреки действиям лидеров реформистских и других политических партий вовлекали в борьбу не только рабочий класс, но и все более многочисленные слои мелкой буржуазии города и деревни, прогрессивной интеллигенции.
На заседании Центрального Комитета КПЧ, проходившем 11 и 12 декабря 1937 г. в Праге, К. Готвальд предупреждал об опасном росте агрессивности фашистских держав и указывал на прямую связь данного явления с политикой уступок, проводимой представителями «демократических держав» во главе с Великобританией.
В Западном полушарии
Итак, отказ от действий, направленных на сдерживание немецко-фашистских захватчиков в Восточной Европе, поощрение германской агрессии против СССР, с одной стороны, и активные антигерманские меры в Западном полушарии — с другой,— таковы были главные составные элементы позиции Вашингтона. В заключение следует подчеркнуть, что при оценке политики правительства и Ф. Рузвельта во время чехословацкого кризиса 1938—1939 гг. нельзя, разумеется, не учитывать известные заявления президента США, сделанные в июне 1941 г., содержание Вашингтонской Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г. и ряд других документов антигитлеровской коалиции.
Но остается фактом и то, что в 1938—1939 гг. решающего поворота в американо-советских взаимоотношениях, в подходе США к проблемам участия в коллективном отпоре фашистской агрессии, к сожалению, не произошло.
Вильсоновская концепция
Достижению стратегических целей американского империализма препятствовала твердая решимость все еще мощного блока держав Антанты осуществить в своих интересах передел мира и мировых рынков. Вильсоновская концепция подновленного «либерального» капитализма во главе с США встретила противодействие со стороны не только европейского империализма, но и нараставшего национально-освободительного движения народов колоний. Октябрьская революция в России, положив начало новой эпохе в истории человечества, поставила под угрозу долгосрочные цели и старых имперских политиков Европы, и американских глашатаев империализма «открытых дверей».
Победа Октябрьской революции заставила Вильсона с еще большей решимостью выдвигать систему парламентской демократии и «свободного» (laissezfaire) капитализма в качестве альтернативы коммунизму.
Однако в Версале Соединенные Штаты были еще недостаточно сильны, чтобы успешно противостоять объединенным усилиям европейских империалистов, а также Японии.
|