В свете этих исторических фактов совершенно беспочвенны и мышления идеологов империализма и многих буржуазных историков о случайности возникновения второй мировой войны и особенно грубые попытки свалить вину за ее развязывание на Советский Союз — последовательного борца за предотвращение войны.
Все эти и другие подобные им версии являются не чем иным, как досужим вымыслом с целью отвлечь внимание мировой общественности от главного виновника всех войн, в том числе и второй мировой войны,—от империализма. В марксистской литературе давно и убедительно показано, что войны являются неотъемлемым атрибутом империализма, результатом экономической и политической неравномерности его развития, его антагонистических противоречий.
Это полностью относится и ко второй мировой войне, в возникновении которой виновен весь империализм в целом.
Она возникла как война империалистическая с обеих воюющих сторон.
В реально сложившейся обстановке на международной арене гитлеровская Германия на первом этапе борьбы за мировое господство направила удар против своих капиталистических конкурентов.
В Национальном собрании
Галифакс тогда заверил Гитлера, что британские правящие круги проявляют полное понимание «законных» территориальных требований Германии в отношении Чехословакии, Австрии и Польши. Он лишь высказал пожелание, чтобы возможные изменения в данной части Европы «были произведены путем мирной эволюции».
Лорд Галифакс назвал фашистскую Германию «бастионом Запада против большевизма» и подчеркнул заинтересованность Англии в создании пакта четырех европейских держав (Великобритании, Франции, Германии и Италии), в задачу которого входило бы стремление к «мирному» решению всех проблем. В действительности такая позиция Англии наносила непоправимый ущерб политике коллективной безопасности и открывала путь агрессивным устремлениям гитлеровцев.
Генеральный секретарь КПЧ Клемент Готвальд, выступая в конце ноября 1937 г. с речью в Национальном собрании Чехословацкой республики, охарактеризовал содержание состоявшихся переговоров Галифакса с Гитлером как «красноречивый пример того, как фашистский захватчик вознаграждается за счет третьего», т. е. за счет Чехословакии.
|