В первом полугодии мы платим за коммунальные услуги по прежним тарифам, а со второго начинают действовать новые. Ежегодно правительство России устанавливает для регионов их предельный рост. Нынче оно порадовало омичей: для Омской области предельный рост тарифов определен в 4,1%, что вдвое ниже прошлогоднего увеличения – в 2015 году он был установлен для нашего региона в 8,6%. Но радоваться не стоит: на самом деле этот рост далеко не предел.
Во-первых, регионам дано право добавлять к «правительственным» процентам свои, но не более 2,2% (в прошлом году разрешалось 4,3%). Область не преминула этим воспользоваться и, сколько разрешено, добавила. В итоге получилось 6,3%, тоже по-божески. Всё, казалось бы. Ан нет. По закону губернатор может своим указом поднять планку роста для отдельно взятого муниципального образования, причем в этом случае никаких ограничений нет. Кроме одного – на такую надбавку глава региона обязан получить согласие депутатов муниципального образования, на которое это счастье выпало.
Два года назад Виктор Назаров издал указ, которым со второго полугодия 2016 года предусматривался рост тарифов на те самые 6,3%. Но указ на то и есть, чтобы другим указом его изменить. И вот губернатор направляет в РЭК и в горсовет проект указа о внесении изменений в документ двухгодичной давности, которые определяют предельный рост коммунальных тарифов для жителей Омска аж в 41,5% – в 11 раз больше установленного правительством России.
Надо сказать, это вовсе не означает, что вся коммуналка в Омске подорожает с июля почти в полтора раза. Во-первых, это рост усредненный, то есть за что-то горожане будут платить, как раньше, а что-то намного взлетит в цене, главное, чтобы в целом удорожание не превысило 41,5%. Во-вторых, обозначен именно предельный рост, и таким ему быть вовсе не обязательно, это уже в ведении регулятора – Региональной энергетической комиссии.
Впрочем, в указе расписан и допустимый рост по отдельным услугам: холодная вода может подорожать не более чем на 3,5%, электроэнергия – на 7,2%, а и без того самая большая цифра в квитанциях – за теплоснабжение – подскочить на 45,6%. Обосновывается это тем, что ТГК-11 и «Тепловой компании» надо реализовывать инвестиционные программы, а денег у них на это нет. Простому омичу трудно понять, почему он должен платить энергетикам за приумножение их имущества, ведь он и так за тепло рассчитывается. Объяснить ему это не менее трудно, но, в конце концов, большая часть горожан пострадает не особо: РЭК уверяет, что накинет на тепло лишь полтора рубля на квадратный метр жилплощади.
Но это только для тех, чьи квартиры обогревают РТС (дочка ТГК-11) и «Тепловая компания». А вот жителям микрорайонов «Кристалл» и «Степной» придется куда хуже. Им за отопление набросят 4,22 и 9,28 рубля за «квадрат» соответственно. Мотивируется такой побор тем, что прежде эти 4,5 тысячи человек платили гораздо меньше, чем остальные омичи, и теперь надо такую несправедливость устранить.
Но позвольте, платили-то они меньше потому, что в этих микрорайонах установлены автономные теплоисточники, которые вырабатывают гораздо более дешевую теплоэнергию. Помнится, покупателей квартир в «Кристалле» именно этим и заманивали – мол, тепло у вас будет, считайте, дармовое. Что изменилось? Там даже инвестпроекты никакие реализовывать не надо, пусть люди и платят по себестоимости тепла плюс какую-то маржу на рентабельность.
Однако последнее слово здесь должно было быть за горсоветом. Вопрос этот депутаты стали рассматривать самым последним из 37 стоявших в повестке дня. Но рассмотрением происходившее назвать нельзя. Народные избранники не только не стали слушать доклад председателя РЭК Олега Голубева, но даже не обсудили альтернативные предложения той же РЭК, которые у каждого из них лежали на столе. Между тем регулятор официально предложил рассмотреть три варианта увеличения предельной индексации тарифов – на 10,8, 26,5 и 41,5%. Ни один депутат ни слова не сказал, чтобы как-то уберечь своих избирателей от непомерного подорожания коммуналки, 22 проголосовали за согласование проекта губернаторского указа.
Теперь у РЭК развязаны руки и она может устанавливать какие угодно тарифы, не выходя за указанные пределы. Правда, обещает этого не делать. Предельный же рост тарифа на 41,5% коснется единственного бедолаги, проживающего в «Степном». Он в квартире один, электроэнергии тратит мало, газ получает из баллонов, а воду из колонки, все коммунальные платежи у него уходят на тепло. Но другим горожанам от этого ничуть не легче.
*
|