Весенняя сессия Омского городского Совета стартовала в понедельник заседанием комитета по вопросам экономического развития и муниципальной собственности. Половина вопросов из повестки дня касалась рассмотрения обращений с предоставлением права безвозмездного пользования муниципальными помещениями. Принимая решение, депутаты проявили завидную осторожность и политес.
Они внимательно выслушали обращение Главного государственно-правового управления Омской области по вопросу сохранения права безвозмездного пользования помещениями, расположенными на улице Степной, 73, где сидят мировые судьи (девять участков). Удивились, что область просит помощи у города, а узнав, что расходы на мировых судей сократились, видимо, посчитали, что теперь это может лечь бременем на муниципалитет, и отказали вышестоящей власти.
Столь же внимательно депутаты выслушали обращение дирекции историко-культурного заповедника «Старина сибирская». Глава этого почтенного учреждения Александр Гулько пояснил, что базируется оно в Большеречье, но хотело бы иметь комнатку в региональном центре, дабы поддерживать культурные связи с омичами. Избранники вновь удивились, что обращение адресовано не по ведомству областного минкульта, к которому приписана «Старина», а напрямую в горсовет, и… отказали.
Далее рассматривалось обращение педколлектива средней школы «Видергебурт» (Л. Чайкиной, 20а). Директор Екатерина Крючева убедительно объяснила, чем полезна эта школа и кто в ней занимается. Не помогло. Депутаты отказали в безвозмездной аренде. Тут слегка вскипел председатель комитета Владимир Березовский:
– Ведь это школа, где прекрасно обучают немецкому языку. В ней учатся этнические немцы. Вопрос в некотором роде политический…
Тем не менее отказное решение было принято. Как было оно принято в отношении Омского отделения Союза художников России. Председатель сообщества омских живописцев Андрей Машанов привел вроде бы убедительные аргументы «за», прибавив, что большинство его коллег – люди почтенного возраста, живущие скромной пенсией. Напоследок сообщил, что в других городах Сибири – Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Кемерове – вопрос в таком ключе даже не обсуждается. Художники пишут себе полотна в муниципальных творческих кельях, и никто с них коммерческой аренды не требует. Кроме как в Омске.
Тут-то и наступил момент истины. Выяснилось, что по всем предыдущим вопросам на самом деле мало кто нажимал кнопку «против». Большинство, как оказалось, просто воздерживалось. Точку зрения воздержавшихся выразил Виталий Путинцев:
– Я отнюдь не выступаю за отказ всем упомянутым и подобным организациям. Дело совсем в другом. Нужны четкие критерии, кому давать, а кому не стоит давать помещения на безвозмездной основе. В противном случае мы утонем в этих обращениях.
Аналогичную позицию выразили многие другие депутаты. Любопытно, кстати, что за отказ художникам голосовал только один депутат – Валерий Кокорин. Большинство воздержалось!
По художникам высказались едва ли не все члены комитета. А вдобавок и высшие чины администрации. Вице-мэр Ирина Касьянова призвала депутатов вникнуть в ситуацию и помочь, учитывая грядущее 300-летие Омска. В то же время курирующая финансы вице-мэр Инна Парыгина заметила, что казна города от такого расклада ничего не выиграет.
Необходимое пояснение. В декабре 2015 года был принят к рассмотрению проект решения горсовета № 212 о предоставлении муниципальной собственности в безвозмездное пользование. В соответствии с ним с текущего года муниципалитет должен перейти на новый порядок предоставления муниципальной собственности социально ориентированным организациям. Кроме категорий, определенных федеральным законодательством, мэрия предлагает предоставлять в безвозмездное пользование муниципальные помещения общественным объединениям ветеранов, инвалидов, организациям, содержащим безнадзорных животных, и КТОСам. Остальным социально ориентированным общественным организациям предложено пользоваться муниципальными помещениями на льготных условиях: платить 50% от коммерческой цены аренды. По словам и. о. директора департамента имущественных отношений Валерия Поморгайло, такая мера станет дополнительным источником пополнения бюджета.
Депутат Александр Иванов высказался резко против взимания коммерческой аренды с творческих и общественных организаций, заметив, что «мы не там ищем доходы в бюджет»:
– Коллеги, поймите, речь идет о сумме в размере 8,5 миллиона рублей!
В интервью «Вечернему Омску» Александр Иванов подробнее пояснил свою позицию:
– Я считаю сомнительной саму постановку вопроса об извлечении каких-то несущественных денег с художников и других творческих сообществ. Здесь не нужно делать акцент на прибыль. У нас гражданское общество на стадии становления, и не стоит ставить дополнительные препоны на пути развития этих организаций. Их не так уж и много, кстати сказать, в нашем городе. Мы все-таки не в Венеции живем. И не дело городского Совета заниматься получением дохода с этих организаций. Тут получается в точности по Аркадию Райкину, когда-то предложившему подключить динамо-машину к балерине, чтобы не просто вертелась, а еще и электроэнергию давала. Вот чем-то подобным мы сейчас пытаемся заняться. Подключить динамо-машину к художникам, чтобы они дарили картины администрации, горсовету, еще непонятно кому. Дескать, за то, что мы вам даем помещения, вы должны дарить картины. Я этого не понимаю. Наоборот, мы должны их поддерживать. Мастерские художников – это приспособленные помещения, бывшие павильоны «Уралочка». И сейчас, если мы выгоним оттуда художников, вряд ли туда кто-нибудь придет. Люди уйдут, просто уедут из города. Из Омска и так-то уезжают лучшие люди, включая мастеров искусств. Зачем подталкивать их к отъезду?
– Ваши коллеги сегодня говорили о необходимости поддерживать тех же художников грантами?
– У нас вот уже два года говорится о грантовой форме поддержки. Но ничего не делается. Давайте, мол, выделим тому же Союзу художников грант на оплату аренды. Но это получится, что мы из бюджета города возьмем деньги, заплатим НДС, а потом эти деньги вернем в бюджет. Не стоит идти по этому пути. Если уж говорить о грантах, в них нуждаются в первую очередь те организации, которые созданы недавно, еще не утвердились. А тот же Союз художников – золотой фонд Омска и области. Людям помогать надо без вопросов, а мы каждый год обсуждаем, давать или не давать художникам помещения на безвозмездной основе.
– Откуда взялась эта цифра – 8,5 миллиона рублей?
– Высчитала рабочая группа. 8,5 миллиона рублей, о которых тут говорилось, – доход по ценам 2015 года, который может получить город со всех помещений, сдаваемых общественным и творческим организациям по коммерческой цене. С учетом инфляции сегодня это 9 миллионов. Но все равно не та сумма, вокруг которой стоит ломать копья.
На заседании комитета под номером 9 обсуждался вопрос о внесении в программу приватизации здания ДК им. Козицкого. Валерий Поморгайло сообщил, что от реализации этого здания мэрия рассчитывает получить 120 млн рублей. А Инна Парыгина добавила, что городу остро нужны средства на окончание строительства детсадов, школ и софинансирование иных объектов. Депутаты, однако, высказали другое мнение.
– Почему вообще этот вопрос включен в повестку? – заметил Сергей Дроздов. – Мы еще в декабре на горсовете приняли решение исключить объект из программы приватизации.
Коллеги его поддержали. Депутаты полагают, что ДК им. Козицкого можно восстановить и использовать в качестве социального учреждения.
– Депутаты уже определись со зданием бывшего ДК имени Козицкого, – сказал «Вечёрке» Сергей Дроздов. – Нам говорят: в бюджете нет денег. Давайте искать. Обсудим вопрос предметно, определимся, сколько необходимо на ремонт. Но восстановлением нужно заниматься сейчас. Перспективы, кстати, хорошие. Депутаты побывали в здании, провели визуальный осмотр. Считаю, можно перепрофилировать помещение во дворец спорта, организовать несколько залов борьбы, в том числе олимпийских видов спорта.
*
|