Не стояла тогда перед Англией, как пытается уверить нас Н. Гиббс, и «традиционная стратегическая проблема войны на нескольких фронтах». В 1935 г. фашистская Германия, которая только развертывала свои военные приготовления не могла, а Япония, замышлявшая большую войну с Китаем, еще не собиралась нападать на Британскую империю. Но хотя быстрый крах авантюры Муссолини представлялся неминуемым в случае решительных действий Англии, в «верхах» британских военных ведомств сама перспектива вооруженного конфликта с Италией воспринималась панически.
Начальники штабов спешили предупредить правительство, что «в войне, особенно без посторонней помощи, мы можем быть значительно истощены и наши ресурсы значительно ослаблены», что «британский флот ослабеет до такого размера, что не будет способен выполнить свои широкие мировые обязательства... а посылка авиации из метрополии и вероятные потери могут привести к материальному ослаблению воздушной обороны Великобритании и расстроить ведущиеся приготовления для паритета с Германией к апрелю 1937 г. ». Но опасения вызывали не столько военные, сколько политические последствия войны с Италией, которая могла привести, как считали в английских правящих кругах, к падению фашистского режима.
Цель японской оккупации Маньчжурии
Осенью 1931 г. милитаристская Япония напала на Китай и оккупировала Маньчжурию. Империалистические соперники Японии, прежде всего США и Англия, ограничились словесными протестами против разбойничьих действий японской военщины. Они руководствовались при этом иллюзорными представлениями о том, что главная цель японской оккупации Маньчжурии — подготовка к нападению на СССР.
Безнаказанность японского агрессора действовала окрыляющим образом на германских и итальянских фашистов, усиливавших собственную подготовку к войне.
Германские и итальянские фашистские правители продолжали последовательно добиваться у западных держав все новых и новых уступок в области перевооружения.
Плебисцит, проведенный по решению Лиги наций в промышленно развитой Самарской области, обеспечил ее переход в руки Германии. В марте 1935 г. гитлеровская Германия официально отказалась от всех военных статей Версальского договора и ввела всеобщую воинскую повинность.
Англия подписала морское соглашение с Германией, согласно которому устанавливалось соотношение военно-морских сил обеих стран в пропорции 100:35, тем самым она санкционировала нарушение Гитлером военных ограничений Версальского договора и поощряла Германию к перевооружению.
Это было одним из первых крупных актов британской политики «умиротворения» фашистской Германии. Наконец, в марте 1936 г.
|