Мы уже неоднократно описывали примеры юридической практики, когда страховая компания под различными предлогами отказывала в выплатах.
Сегодня мы рассмотрим случаи, когда страховая компания задерживает выплату
Причины задержки
В работе любой страховой компании возможны задержки выплат. Обычно это связано со сбором дополнительных документов, проведением экспертиз. Так, например, для определения причин и ущерба от пожара, произошедшего в здании офисного центра в Москве, страховщикам понадобилось более четырех месяцев. Еще более продолжительные сроки занимает урегулирование убытков по делам о гибели морских судов, крушении поездов или неис-правностях космических аппаратов.
Однако в большинстве случаев при возмещении убытков простым гражданам затягивание сроков вы-платы может произойти в результате одной из следующих причин.
1. Непрофессионализм сотрудников страховой компании, которые не справляются со своими обязанностями и допускают волокиту при сборе документов.
2. Страховая компания ищет повод отказать в выплате страхового возмещения, либо уменьшить размер убытка.
3. Затягивание сроков используется как прием, который заставит заявителя «забыть» об убытке.
4. Затягивание сроков означает, что страховая компания не собирается выполнять своих обязательств перед предстоящим банкротством или отзывом лицензии.
Комментарий юриста:
Нарушение сроков выплаты само по себе уже является несоблюдением условий договора. Компании, заботящиеся о своем имидже, обычно не допускают подобных задержек.
К сожалению, в последнее время практически все страховые компании нарушают условия договора или положения законодательства о сроках выплаты.
В «Центр страхового права» обратилась женщина, которая не могла получить выплату страхового возмещения от компании в течение 1,5 лет (!). Когда юрист спросил у нее, почему она так долго ждала, женщина ответила, что молодой человек, который вел ее дело, всегда очень вежливо разговаривал с ней по телефону, объясняя задержку различными причинами. Затем он уволился, и его место заняла грубая бестактная девушка, которая вообще отказывалась что-либо пояснить, после этого терпение у заявительницы кончилось.
В результате юристы организовали судебный процесс и взыскали со страховой компании не только размер ущерба, но и проценты за пользование чужими денежными средствами, а также все судебные расходы, включая гонорар юриста.
Уловки страховщиков
В последнее время участились случаи незаконных задержек выплат по ОСАГО. В некоторых компаниях сроки выплат задерживаются до четырех месяцев.
Например, одна из страховых компаний Омска использует следующий нехитрый прием. Сотрудник отдела урегулирования убытков берет у заявителя все необходимые документы: заявление о выплате, извещение о ДТП, справу о ДТП, протокол, постановление. Назначается осмотр и экспертиза повреждений автомобиля, а затем все документы якобы направляются для решения в головной офис. Потерпевшему приходится ждать ответа несколько недель или даже месяцев. При этом сотрудники компании пожимают плечами, дескать, во всем виноват головной офис, а они ни при чем.
Сотрудники другой страховой компании, работающей в Омске, придумали другую схему отсрочки страховой выплаты. Они высылают или вручают заявителю акт о признании события страховым случаем, а потом просят подождать несколько месяцев, объясняя задержку тем, что на получение выплаты уже образовалась очередь.
Комментарий юриста:
И в первом, и во втором случае страховая компания грубо нарушает законодательство об ОСАГО. По закону в течение 15 дней страховщик рассматривает заявление потерпевшего и приложенные к нему документы и обязан произвести страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ. Верховным судом РФ в решении от 10.06.2006 г. уточнено, что именно в течение 15 дней (включая выходные) страховщик должен произвести выплату.
Таким образом, нарушение 15-дневного срока хотя бы на один день является нарушением федерального закона.
Ссылка страховщика на то, что нужно согласовать вопрос о выплате с головным офисом, также противоречит закону. Все филиалы страховой компании, в соответствии с доверенностью от головного офиса, наделены правом не только продавать страховые полисы, но и урегулировать убытки. Поэтому в данном случае подобная отсрочка является очередной уловкой страховой компании.
Задержка страховой выплаты по КАСКО
По договорам добровольного страхования транспортных средств (полис КАСКО) страховщики получают немалые деньги в виде страховых взносов, но и здесь умудряются задерживать сроки выплат.
В «Центр страхового права» обратился владелец фуры с просьбой помочь получить страховое возмещение в одной из страховых компаний Ом-ска. Как оказалось, его грузовик перевернулся три месяца назад, на следующий день он обратился с письменным заявлением в страховую компанию. Все это время компания проводила оценку повреждений и запрашивала все новые и новые документы о ДТП. Юристы истребовали в страховой компании правила добровольного страхования, по которым был застрахован заявитель. Выяснилось, что оценку повреждений он может провести самостоятельно, а для получения страховой выплаты ему требовалось предоставить только справку о ДТП и административный протокол в отношении виновника. При этом компания, в соответствии со своими же правилами, должна была осуществить страховую выплату в течение десяти дней после предоставления указанных документов. Благодаря досудебной претензии, составленной юристами, страховая компания выплатила заявителю всю сумму ущерба и все издержи, включая вынужденный простой грузового автомобиля и упущенную выгоду.
Комментарий юриста:
Стоит посоветовать, во-первых, внимательно читать правила страхования и предоставлять только те документы, которые там указаны. Обычно это заявление в ОВД или ГИБДД и документ, составленный ими по факту такого заявления. В отличие от ОСАГО здесь не требуется постановления о привлечении лица к административной ответственности.
Во-вторых, нужно обращать внимание на срок выплаты, указанный в правилах страхования. Как правило, по делам о кражах застрахованных автомобилей данный срок составляет два месяца (срок предварительного расследования, проводимого ОВД), плюс пять дней на оформление акта о страховом случае.
По страховым случаям, связанным с ДТП или иным ущербом автомобилю, срок выплаты по полисам КАСКО обычно устанавливается в пределах 15 дней после предоставления всех необходимых и преду-смотренных правилами документов.
Однако и здесь страховщики часто включают в свои правила «хитрые» формулировки. Например, «выплата страхового возмещения может быть отсрочена до получения ответов на запросы страховщика». По таким правилам страховщик может откладывать выплату на месяцы.
В итоге совет простой: если чувствуете, что страховщик явно затягивает сроки, сообщает невнятные и незаконные мотивы задержки, или, если положения правил страхования противоречат здравому смыслу, обращайтесь за помощью к юристам.
|