- Светлана, вы не просто женщина за рулем, но еще и женщина в форме. Как относится к вам на дороге сильная половина человечества?
- Чаще всего старается запечатлеть меня на фотокамеру при помощи сотовых телефонов и других технических средств. Кто-то сигналит, кто-то машет рукой, стараясь привлечь мое внимание. Но чтобы мужчины смеялись надо мной – такого нет. Напротив, они говорят, что водители станут дисциплинированнее, если женщин-инспекторов будет больше.
- Ваши должностные обязанности, наверное, отличаются от тех, что у инспекторов-мужчин?
- Я работаю инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения. Моя главная задача – осуществлять надзор за дорожным движением, вести разъяснительную работу по безопасному поведению на дороге всех участников движения.
Большое внимание мы уделяем мероприятиям в школах и детских садах, это конкурсы, викторины, а также беседы с преподавателями. Очень важно уберечь наших ребятишек от аварий. Когда я выезжаю на ДТП и вижу пострадавшего ребенка, внешне остаюсь инспектором в форме, а в сердце я – мама, у которой тоже есть дочка.
Дежурство на дороге также входит в мои обязанности как инспектора ДПС. Вместе с другими сотрудниками участвую в целевых рейдах и проверках.
Что касается разделения муж-ских и женских обязанностей в полку – формально они существуют, тем более что женщин у нас немного.
Когда я работала в отделе ГИБДД УВД Кировского округа, вообще была дамой «в единственном экземпляре». А у мужчин, знаете, бывает такая привычка поворчать: «Зачем этих женщин набирают? Они ничего не делают...» Чтобы пресечь такие разговоры, я старалась вникнуть во все дела и работать с мужчинами наравне. Да и вообще мне было очень интересно.
- Классический вопрос: как попали в Госавтоинспекцию?
- С детства мечтала работать в милиции. Начинала инспектором по делам несовершеннолетних, но быстро поняла: это не мое. Встал выбор: уйти на «гражданку» или медленно «угасать» здесь. Тогда я познакомилась с работой всех служб милиции и остановилась на должности инспектора ГИБДД.
До сих пор о выборе не жалею, работу свою люблю, даже в отпуске без нее скучаю. Почему? Потому что я очень активный человек, на одном месте сидеть не могу. Для меня движение – не просто жизнь, это моя собственная жизнь. Даже выходные дни мы проводим с ребенком на природе или в тренажерном зале, бассейне.
- Светлана, машина для вас – средство передвижения?
- Не только. Конечно, инспектор обязан быть и водителем тоже. Автомобиль в нашей работе незаменим, без него я бы ничего не успевала. Но мне просто нравится управлять автомобилем, независимо от того, по служебной надобности или в нерабочее время.
Я считаю, к машине нужно относиться «по-человечески», быть с ней одним целым. Уметь понимать ее, у машины могут быть свои «капризы», поломки, их следует вовремя устранять.
- Вам не надоедает за рулем?
- Нисколько. Недавно я была в Санкт-Петербурге на учебе, пользовалась городским транспортом. Как это неудобно! В Омске езжу на служебном «ВАЗ-2107» и личной «Тойоте», даже в выходные дни не расстаюсь с машиной.
- Права получали давно?
- Четыре года назад. А неофициально вожу автомобиль с детства. Папа давал первые уроки за городом, на лесных полянах.
- Приходилось работать в женский праздник?
- Работать – нет, а приезжать на работу – да. У нас в ГИБДД такая традиция: утром 8 марта нас, троих женщин, поздравляет начальство, вручает подарки, затем мы едем домой.
- Кто еще вас будет поздравлять?
- Семья, прежде всего, которую я вижу крайне редко.
- Что хочется сказать в канун праздника омичкам за рулем?
- Милые женщины! Не переживайте, когда мужчины упрекают вас за безграмотное вождение. Многие из вас гораздо лучше управляют автомобилем, чем сильный пол. Только женщина способна быть очень чуткой и предвидеть ситуации на дороге, она не станет лихачить, как некоторые мужчины.
Накануне этого замечательного праздника желаю вам женского счастья, здоровья - вам и вашим близким. Никогда не попадайте в ДТП и почаще напоминайте мужчинам о правилах безопасной езды!
Беседовала Галина ЖИЛЯЕВА
Водитель попал в "переплет"
Итак, в минувшем 2005-м году в Центр страхового права за юридической помощью обратились более 370 человек. Обращения эти были связаны, прежде всего, со спорами в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Рассмотрим наиболее типичные ситуации и судебные тяжбы, успешно завершенные юристами нашего Центра.
Ситуация 1
Хождение по мукам
При обращении потерпевшего за выплатой по ОСАГО страховая компания заставляет его принести документы, которые даже не предусмотрены Правилами страхования. Человек обращается в ГИБДД за схемами, объяснениями, пытается достать какие-то справки, экспертные заключения - в итоге, совершенно выбившись из сил и плюнув на обстоятельства, восстанавливает автомобиль за свой счет. В одном из случаев, с которым столкнулись наши специалисты, страховая компания заставляла потерпевшего-инвалида ездить за копией схемы ДТП в другую область (!). А между тем наличие этого документа для решения вопроса о выплате страховки вовсе не обязательно. Поэтому суд заставил страховщика возместить ущерб.
Ситуация 2
Снижение суммы страховой выплаты
Большинство страховых компаний экономят на выплатах, искусственно снижая сумму реального ущерба. Не так давно мы оспаривали случай, когда компания отправляла документы по крупным выплатам в головной офис. И там их собственные эксперты (без осмотра автомобиля) составляли смету оценки, которая на поверку оказалась значительно ниже реального ущерба.
Ситуация 3
Отказы по водителям, не вписанным в полис
Несмотря на последнее мнение высших судебных инстанций относительно данного вопроса, страховщики продолжают отказывать в выплате в случаях, когда водитель, виновный в ДТП, не был вписан в полис. Однако нашими юристами выиграно несколько судебных процессов по подобным ситуациям. Суд четко определил, что управление автомобилем на основании доверенности от собственника лицом, не вписанным в полис, не должно быть основанием для отказа в выплате страхового возмещения потерпевшему.
Ситуация 4
Спорная вина
Страховые компании умудряются даже при наличии установленного инспекторами ГИБДД факта нарушения правил дорожного движения оспаривать ситуацию, чтобы не платить. Так, по нескольким нашим делам одна компания для этой цели занималась анализом обстоятельств ДТП с привлечением юристов головной компании, находящейся в другом городе (!). Отказ в выплате они просто мотивировали несогласием с выводами ГИБДД, причем, не проводя никаких кспертиз.
Ситуация 5
Отказ в возмещении утраты товарной стоимости (УТС)
Верховный суд высказал свою позицию по данному вопросу, но страховые компании до сих пор пытаются отстаивать свою правоту даже в суде. Обычно страховщики обосновывают свой отказ тем, что УТС относится к упущенной выгоде и не должна возмещаться. Однако мы неоднократно доказывали (и будем доказывать) в суде, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу, который должен быть возмещен страховой компанией в рамках ОСАГО, и суды с нами согласны.
Ситуация 6
Внутренняя территория организации»
В правилах ОСАГО есть основание не признавать событие страховым случаем, если ДТП произошло при движении автомобиля по внутренней территории организации. Однако в законе не указано, какая территория таковой считается. Не удивительно, что страховые компании стали трактовать это понятие очень широко, чтобы было основание не платить по-страдавшим. В нашей практике были случаи, когда под внутренней территорией организации понимались рынки, парковки у магазинов, территории автозаправочных станций. Разумеется, многие из тех, кто к нам обратился по этому поводу, суд выиграли и страховку получили.
Ситуация 7
Игра по правилам страховой компании
Нередки случаи, когда страховые компании составляют Правила страхования таким образом, чтобы они были более выгодны для них, а не для клиентов.
Недавно в наш Центр пришел мужчина, который застраховал свой автомобиль по договору добровольного страхования КАСКО. После ДТП потерпевший обратился в страховую компанию за выплатой. Однако страховщик вместо денег предложил провести ремонт поврежденного автомобиля на СТО за свой счет. Когда клиент отказался от такого рода услуги, страховая компания отправила ему отказ в связи с несоблюдением им Правил страхования. Потерпевшему пришлось обращаться в суд. И после всех перипетий страховой компании пришлось подписать мировое соглашение о добровольном возмещении убытков, иначе суд счел бы данный пункт Правил страхования противоречащими закону.
Ситуация 8
Иски к дорожным службам
Каждый знает, в каком состоянии у нас находятся дороги. Нередко можно видеть открытый люк на дороге или перекопанную улицу без ограждений и указателей. Однако случаи обращения в суд на дорожные службы пока являются единичными. Тем не менее нашим юристам удалось успешно завершить дело по иску к дорожным службам за несоблюдение правил содержания дорог, которые повлекли за собой ДТП с причинением материального ущерба. Суд вынес решение о его возмещении дорожной службой, ответственной за состояние дороги.
Ситуация 9
Взыскание морального вреда
Российская судебная практика в отличие от западной почти не имеет фактов взыскания крупных сумм за нанесение морального вреда. Однако и в этом виде исков в Омске есть успешные прецеденты. Нередко возникают ситуации, когда при ДТП причиняется вред жизни и здоровью пешеходов, водителей или пассажиров транспортных средств. Сегодня в нашем архиве имеется ряд законченных дел о взыскании морального вреда с лиц, виновных в дорожно-транспортных происшествиях, в результате которых погибли или были ранены люди. При этом в качестве морального вреда судами рассматривались не только факты физических (травмы, переломы), но и нравственных страданий. Суды удовлетворили требования истцов и взыскали суммы морального вреда с виновных лиц.
Ситуация 10
Оба ехали на «зеленый»
Одним из самых распространенных в нашей практике является спор между водителями о том, кто на самом деле нарушил ПДД и кто должен платить. В подобных ситуациях все страховые выплаты приостанавливаются до вынесения судебного решения о виновности. У юристов Центра страхового права есть обширный опыт по доказыванию виновности лица в нарушении ПДД в суде. Многое в таких делах зависит от детализации показаний свидетелей, изучения материалов о ДТП и правильной формулировки вопросов для судебно-автотехнической экспертизы.
Кроме постоянной судебной практики по страховым спорам и спорам по ДТП наши юристы ведут прием граждан и консультирование омских автомобилистов по вопросам права.
Если у вас, уважаемые читатели, есть вопросы, касающиеся защиты прав водителей, обращайтесь в редакцию и непосредственно в наш Центр.
Счастливого пути!
|