Госзаказ – дело выгодное, хотя и рискованное. За целевым использованием бюджетных средств хоть сейчас, хоть сто лет назад следят строго люди из разных ведомств, финансируемых из того же бюджета. Потому что современная коррупция, известная раньше как мздоимство, всегда считалась преступлением. Правда, нередко случалось, что и государевы люди, отвечающие за казну, кидали бизнесменов, подрядившихся сделать для власти что-то полезное. Об одном таком случае с подрядом на строительство дворца для омского генерал-губернатора рассказал нам известный историк-краевед Александр ЛОСУНОВ.
Подряд на губернаторский дворец
В середине XIX века генерал-губернатор Западной Сибири Густав Гасфорд затеял строительство нового особняка. Старый дом, построенный еще в 1796 году, за полвека с лишним изрядно обветшал. Надо заметить, что дом генерал-губернатора, который до сих пор нередко называют дворцом, – это не просто коттедж для руководителя региона, а официальная резиденция со всеми вытекающими последствиями, в том числе бюджетным финансированием проекта.
И тогда выбить деньги из государевой казны на региональный проект было делом непростым. Но Гасфорду это удалось. Может, потому, что новый дом генерал-губернатора запланировали построить с особыми покоями для членов императорской фамилии на случай их приезда в Омск, что, кстати, и случилось в 1868 году. Словом, в 1857 году Александр II дал разрешение на строительство. Вскоре, как положено, провели торги, на которые выставили подряд на стройку. Но почему-то этот проект не сильно заинтересовал местный бизнес, на торги никто не явился.
Как выяснил Александр Лосунов, тогда предложили этот подряд известному предпринимателю Альфонсу Поклевскому-Козелло. Но он хорошо знал финансовые порядки, царившие в казенном ведомстве («денег выделяют мало, а хотят получить много»), поэтому рекомендовал привлечь купца Вольфа Гудовича, поскольку он «человек добросовестный и сделает все как следует». Омский купец 2-й гильдии иудейского вероисповедания, что в то время было редкостью, Вольф (Вульф) Хаймович Гудович родился в Сибири между 1810 и 1815 годами. Свой бизнес он строил в основном на казенных подрядах.
Например, в Ишиме мещанин Гудович взялся построить, не выходя из сметы в 5700 рублей, кирпичное здание городской полиции вместо запроектированного деревянного. По обычаю тех лет производственная деятельность дополнялась благотворительной. Так, при строительстве тюрьмы в Ишиме Гудович соорудил за свой счет в одном из помещений арестантскую церковь, не предусмотренную проектом. Но если бы он знал, как кинут его при возведении дома генерал-губернатора, ни за что не взялся бы этот проект.
Восемь тысяч серебром из своего кармана
С подрядчиком заключили контракт, по которому закончить строительство нужно было к 1 октября 1861 года. Но, как водится, возникли непредвиденные трудности и дополнительные затраты. Выяснилось, что в Омске не хватает квалифицированных рабочих, которых пришлось выписывать из других регионов. Потом оказалось, что надо снести два дома на территории, отведенной под губернаторский особняк, а их владельцев убедить переселиться в другое место. Неожиданно оказалось, что сметой не предусмотрены флигели и пристройки для проживания обслуги, хранения продуктов и дров. Стоимость парадной чугунной лестницы после доставки ее из Екатеринбурга выросла в два раза против первоначальной сметной цены. Но vip-объект, хоть и с задержкой на год, но все же был сдан.
Ну, «За усердие»
Взамен, чтобы отблагодарить архитектора Ф. Вагнера и подрядчика Вольфа Гудовича новый генерал-губернатор Александр Дюгамель решил их представить к наградам, отправив ходатайство о награждении на имя главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями К.В. Чевкина, который курировал возведение губернаторского дворца в Омске. Гудовича «за полезные труды» представили к золотой медали на ленте ордена Св. Анны.
Но почти обанкротившемуся из-за этого господряда купцу больше нужны были деньги. Поэтому он через генерал-губернатора подает ходатайство на высочайшее имя, в котором подробно описывает причины и стоимость своих сверхсметных расходов и просит компенсировать хотя бы их часть. «Я всеподданнейше прошу, если невозможно возвратить мне те убытки, которые я понес от возвышенных цен на работы и материалы, то вознаградить меня за сверхсметные работы, сколько причитается по составленной смете…»
А причитались ему от государства те самые 8000 рублей. Познакомившись с прошением, Дюгамель ответил, что прибыл в Омск, когда дворец был уже подведен под крышу, поэтому насчет сверхсметных работ он не в курсе. Поэтому помочь Гудовичу не может. Взамен он получил награду. 9 февраля 1863 года император Александр II подписал указ о награждении В. Х. Гудовича золотой медалью с надписью «За усердие», правда, на ленте ордена Св. Станислава, что по рангу считалось ниже.
Вольф Гудович обиделся на губернатора и выписался из омских купцов. До 1866 года он числился в 1-й гильдии семипалатинского купечества, где продолжал специализироваться на возведении присутственных мест, построив новую тюрьму. Но о причитавшихся ему за омский подряд деньгах предприниматель не забыл, продолжая писать письма в различные инстанции. Дошел до министра внутренних дел. Из Санкт-Петербурга по этому делу запросили Омск. По итогам разбирательства генерал-губернатор Дюгамель отсылает министру письмо, в котором, несмотря на доставленные хлопоты, характеризует Гудовича как «честного человека и личность, заслуживающую снисхождения». По истечении двух лет казна все же нашла возможность выплатить Вольфу Гудовичу компенсацию за понесенные расходы. Правда, только 2422 рубля, хотя купец просил 8000 рублей.
Редакция благодарит историка Александра Лосунова за помощь в подготовке материала.
***
|