Собрать под одной крышей животных, вызывающих у людей дикий страх, решили в Омском историко-краеведческом музее. «Опасная природа» – так называется эта выставка.
На зависть каратистам
Огромный, даже больше Валуева, бурый медведь с первого взгляда внушал уважение. Его десятисантиметровые когти и устрашающего вида клыки не оставляли сомнения в том, кто здесь главный. Встретив такого на узкой тропинке, любой испугается. Только пугать в этом случае нужно медведя.
– Для этого поставьте себе на голову сумку, – посоветовала автор выставки «Опасная природа» Анастасия ДАВЫДОВА. – Зверь подумает, что вы крупнее, и убежит.
Сумка у меня под рукой, но водружать ее на макушку я все же не стал. Да и зачем, если мы не в лесу, а в музее? К тому же медведь – не живой, просто чучело. Как, впрочем, и лебедь, что притаился неподалеку. Его-то за что причислили к опасным животным?!
– Ударом крыла эта птица может сломать руку взрослому человеку, – пояснила Анастасия Анатольевна. – Если, конечно, ее разозлить.
Вот тебе и символ любви! При таких-то талантах лебедь вправе украсить эмблему какой-нибудь секции карате или кунг-фу. А то все тигры, драконы да богомолы. К слову, на этой выставке насекомых тоже хватает. Есть даже мотыльки-кровососы.
Совки внушают ужас
Медведи летать не умеют, это я знаю точно. Другое дело – медведицы.
– Так называются бабочки, обитающие у нас, – просветила Давыдова. – Да вот они, посмотрите!
Нескольких пестро окрашенных бабочек я обнаружил в одной из витрин. На косолапых они совсем не похожи, зато их детишки – мохнатые гусеницы, покрытые длинными темными волосками, – действительно, чем-то напоминают крошечных медвежат. Стало понятно, почему взрослых бабочек назвали медведицами.
– Эти бабочки ядовиты, как, впрочем, и гусеницы, – продолжила Анастасия Анатольевна. – Если потрогать их голой рукой, возможна аллергическая реакция.
Но куда хуже, если на огонек залетят мотыльки. Совки василистниковые – так они по-научному называются. Как мне рассказали, эти бабочки – вегетарианцы, но при определенных условиях могут превращаться в вампиров. Залетит такая в открытую форточку, спикирует на спящего человека и будет сосать кровь минут двадцать, пока не насытится. Страшно, аж жуть, но цель этой выставки – вовсе не напугать омичей, а проинформировать, предостеречь.
– Мы хотим показать жителям мегаполиса, какая опасность их может подстерегать на природе, – пояснила заместитель директора по развитию музея Наталья КАРБЫШЕВА. – И не только в наших краях.
На выставке есть и заморские монстры. Один из них – клоп-убийца – попал в наш музей из Латинской Америки.
Зацелованные до смерти
– Для укуса эти клопы выбирают губы, – рассказала Вероника Геннадьевна. – Нередко после таких «поцелуев» у жертв развивается болезнь Чагаса.
Как оказалось, поцелуйный клоп является переносчиком возбудителя этой инфекции. Спасти зараженного человека уже нереально, врачи могут лишь ненадолго продлить жизнь обреченного. Неудивительно, что у поцелуйного клопа есть и другое название – клоп-убийца. Если верить статистике Красного Креста, то от укусов этих клопов погибло больше людей, чем от всех остальных насекомых. Ну чем не монстр из какого-нибудь ужастика? На его фоне меркнут даже тарантулы.
В отличие от клопа-убийцы, их можно найти и у нас, в Омской области. Правда, встреча с пауками-волками, как еще называют тарантулов, вряд ли кого-то обрадует. Большие, в половину ладони, они ядовиты и могут атаковать человека, который застал их врасплох. Часто сигналом к агрессии служит тень, падающая на вход в нору, где укрылся паук. Привязав к нитке, например, пуговицу и покачивая таким маятником перед норой, можно выманить тарантула из нее. Но стоит ли? Как пояснила Анастасия Давыдова, яд этого паука не убьет, но болеть будет сильно.
Зато у тех, кто попал в лапы орлана, шансов выжить практически нет.
Круче только горы
За стеклом одной из витрин я заметил орла.
– Там совсем не орел, а орлан-белохвост, – поправила Анастасия Давыдова. – Эта птица занесена в Красную книгу.
В середине апреля орланы возвращаются с юга в родные края. Те, кому повезет, смогут разглядеть их высоко в небе в мощный бинокль. Тех же, кому очень не повезет, хищник, случается, атакует.
– Зафиксированы случаи, когда эти птицы нападали на детей, – рассказала Анастасия Анатольевна. – Пойманных малышей они уносили птенцам как добычу.
Размах крыльев орлана – свыше двух метров, так что сил ему хватит. Впрочем, главное – не размер, а характер. Недаром же вместе с орланами и медведями на выставке можно увидеть чучела серой вороны и серебристой чайки. Младенца эти птицы не унесут, но тому, кто полезет к их гнездам, запросто настучат клювом и лапами по голове. Но даже этим пернатым далеко до простой серой крысы, чучело которой тоже есть в зале музея. Только зачем оно тут, почему?
– Крыса – очень агрессивное животное, – пояснил профессор кафедры экологии и природопользования ОмГПУ Игорь БОГДАНОВ, пришедший на выставку. – Если зажать ее в угол, она перейдет в наступление.
Этих животных не стоит недооценивать. Учитывая, что серая крыса может прыгать вверх на высоту до двух метров, а ее зубы легко перемалывают даже бетон, она серьезный противник. И очень живучий. Даже смытая в унитаз, крыса вылезает обратно; она хорошо ныряет, проплывает до 29 километров и может бежать со скоростью 10 километров в час, преодолевая за сутки полста километров. Крысы прекрасно лазают по канатам, трубам, деревьям; они могут жить без воды дольше, чем знаменитый верблюд или любое другое млекопитающее. А еще крыса – единственное животное, которое умеет смеяться. Ну, кроме человека, естественно.
К слову, на выставке нам показали и… нет, не чучело человека, а его манекен, и это по-своему символично. По версии Всемирного фонда дикой природы, именно человек возглавляет десятку самых страшных животных планеты. Так что это не мы, а нас должны все бояться. В том числе монстры из краеведческого музея.
**
|