По профессии инженер, в душе он художник. Только вместо холста и бумаги Сергей Анатольевич использует дерево, а вместо кисти и красок - режущий инструмент.
Когда налётчики в радость
Ох, нелегкая эта работа - из полена строгать бегемота. Точнее, вырезать его бензопилой из огромного куска дерева. Зверь получился метр в высоту и в длину - полтора. Плоцкий поставил его у себя во дворе на радость всем жителям многоэтажки. Жаль, что радость эта продлилась недолго...
- Ночью бегемота украли, - пояснил Сергей Анатольевич. - Как смогли унести, даже не представляю.
Но не зря говорят, что аппетит приходит во время еды. Наверное, тем бегемотом похитители «не наелись» и пришли за "добавкой". На этот раз их прельстил носорог. Он был такой же большой, деревянный, и его тоже решили украсть. Причем прямо средь бела дня.
- Неизвестные парни подогнали «девятку», накинули трос носорогу на шею и попытались его увезти, - рассказал мастер по дереву. - Однако соседи заметили это и отбили скульптуру.
Как ни странно, но Плоцкого такие налеты не огорчают. Говорит, если скульптуры воруют, значит они нравятся людям. Для них, для людей, Сергей Анатольевич и творит. А началось всё с жены.
- Она у меня председатель КТОСа, - рассказал мастер - Вот и попросила однажды помочь ей украсить дворы.
Долго не думая, купили бензопилу. Первым новоявленный «папа Карло» вырезал… Нет, вовсе не Буратино, а большую фигуру Гомера Симпсона из всем известного мультика. Уж сколько лет миновало, а этот мультперсонаж до сих пор стоит у мастера во дворе.
С тех пор и пошло и поехало. Цветы и драконы, пираты и медвежата - кого только не выпиливал Плоцкий, вооружившись бензопилой. А Буратин «папа Карло» за свою жизнь вырезал двух. Первого - на недавно прошедшей вставке «Флора». Второй же теперь обитает в Перми.
- Один человек попросил меня вырезать эту куклу для своих внуков, - погрузился в воспоминания Серей Плоцкий. - Буратино получился большой, около метра, у него двигались руки, ноги и голова.
Ну совсем как живой, что привело малышей в дикий восторг. А если довольны клиенты, доволен и мастер.
Без лоха и жизнь плоха
Для зевак то, что делает Плоцкий, выглядит просто. Поставил полено покрепче, вжик-вжик - и готово. Только за простотой этой скрыты годы работы и огромнейший опыт. Новичок, например, даже дерево для поделок грамотно выбрать не сможет. Как оказалось, это большая наука.
- Я, например, люблю кедр, - поделился Сергея Анатольевич. - Хотя многие утверждают, что лучшее дерево для резьбы - это липа.
Только не надо сразу хвататься за пилы и топоры. Липа - она ведь разная может быть. Если сухая, то хорошо, а вот мокрая липа отличается вязкостью. Как оказалось, у каждого вида дерева есть свои плюсы и минусы. Допустим, резать тополь для мастера всё равно что резину пилить. Другое дело береза, которая режется без проблем. Зато скульптуры из этого дерева позже быстро растрескиваются, а те, что из тополя сделаны, более долговечные. Но и это не всё. Существуют деревья, о которых многие обыватели даже не слышали.
- Например, лох узколистый, - пояснил «папа Карло». - Это редкая древесина, которая очень красиво окрашивается в разные тона.
Из этого самого лоха мастер вырезал вазочку, висящую на цепях. Причем и ваза, и цепи, и все остальные детали сделаны из одного куска дерева. Нет ни разъемов, ни склейки.
На уникальную вазу Плоцкий потратил три месяца, но это еще не предел. К примеру, на то, чтобы вырезать цветок крокуса, Сергею Анатольевичу понадобился аж целый год. Работал, естественно, уже не бензопилой, а кое-чем поточнее и поаккуратнее.
А на «Флоре» он вырезал… кукиш метровой величины.
- Не кукиш, а указующий перст, - поправил мастер по дереву. - Мол, вот уж я вам! Шутка, конечно, но иногда и пошалить хочется.
К слову, на той же «Флоре» Плоцкий едва не остался без любимого инструмента для творчества. В стволах ивы, которые ему привезли для работы, оказалось много гвоздей. Из-за этого Сергей Анатольевич, наверное, раз пять-шесть точил цепь у бензопилы.
- Бывает, что гвоздь забивают в молодое деревце, - раскрыл мастер секрет. - С годами ствол увеличивается в обхвате, и тот самый гвоздь оказывается внутри, уже под корой, в сердцевине. Пока пила на него не наткнется, не обнаружишь.
Но кроме гвоздей у омского «папы Карло» есть и другие враги. К примеру, грибы, жуки и вандалы.
Охотники за головами
Обычно грибы собирают в лесу, а у мастера они выросли дома.
- Дерево в моей комнате простояло два года, - поделился бедой Сергей Анатольевич. - А потом вдруг смотрю - на нём трутовик!
Такие грибы появляются на влажных стволах, но этот давно уже высох. Почему завелся на нём трутовик, так и осталось загадкой. Такое вот очевидное невероятное в отдельно взятой квартире. А на складе заготовленные для поделок стволы могут испортить жуки. Пока дерево не потеряло влагу, оно находится в постоянной опасности. Точнее, их две.
- Если ты начнешь сушить ствол слишком быстро, то он просто растрескается, - пояснил «папа Карло». - А если, наоборот, медленно, то заведутся жуки и грибы.
Готовые скульптуры для их защиты мастер пропитывает специальным составом. Но даже такая пропитка не спасает от вандалов.
К примеру, в одном из омских дворов Плоцкий сделал для ребятишек качели. Причем не простые, а в виде клоуна. Но однажды дети выбежали во двор, а качели кто-то сломал. Если точнее, то ночью клоуну отрезали голову и унесли ее неизвестно куда. Шум, гам, кто-то даже телевизионщиков пригласил, чтобы сняли сюжет о вандалах. Этим и воспользовался Сергей Анатольевич.
- Я обратился к похитителям с телеэкрана и попросил вернуть клоуну голову, - рассказал он. - Через два дня ее подкинули во двор, и мне оставалось лишь поставить пропажу на место.
Впрочем, случаи вандализма - это скорее исключение, нежели правило. К примеру, недавно он специально проехал по некоторым дворам, где устанавливал скульптуры из дерева.
- Кое-где их уже опрокинули на траву, - сообщил Сергей Анатольевич. - Но в большинстве омских двориках картина иная. Там о моих скульптурах заботятся, ухаживают за ними.
А в одном из дворов к мастеру даже подошла девочка лет тринадцати.
- Дядя, - сказала она, - научите меня резать по дереву. Я хочу, как и вы, дарить людям добро, красоту...
*
|