О детской библиотеке имени А.С. Пушкина слышал, наверное, каждый. А мы решили узнать, зачем сюда ходят двоечники, почему это место облюбовали детсадовцы, не умеющие читать, и какая литература нравится омским школьникам.
Мистика, да и только
– Вот, сына хочу записать, – немного смущаясь, сказала женщина лет тридцати. – А то у нас во дворе все мальчишки давно уже ходят в библиотеку, а мы еще нет.
Понять эту маму несложно. Чтение – свет, а кто не любит читать, рискует всю жизнь просидеть в темноте. Только не рано ли женщина привела к нам ребенка? На вид ему годика два, вряд ли больше.
– Полтора, – улыбнулась омичка. – Букв Игорек пока что не знает, но посмотрите, как его тянет к книгам!
Карапуз действительно побежал к ближайшему стеллажу. Из всех стоявших там книжек он безошибочно выбрал одну – михалковского «Дядю Степу». Ну что тут сказать, есть у малыша вкус к хорошей литературе.
– Думаете, Игорь взял эту книгу только из-за красивых картинок? – спросила меня заведующая библиотекой Татьяна КОСТЕНЕВИЧ, когда мама с ребенком ушли. – Вы ошибаетесь. То есть картинки, конечно, важны, но дело не только в них.
Читатели, которые пока еще не умеют читать, в библиотеке не редкость. По какому принципу они выбирают литературу, не знает никто. Мистика, да и только, хотя в детской Пушкинке считают иначе.
– Наверное, малыши делают выбор интуитивно, – поделилась с нами собственной версией Татьяна Анатольевна. – Причем зачастую им нравятся те же самые книги, которые в детстве читали их папы и мамы.
Про то же в один голос твердят и родители дошколят. Но это – не все. По наблюдениям взрослых, малыши лучше всего слушают книги, выбранные ими собственноручно. А вот те, что выбрала мама, карапузам могут и не понравиться.
Но в детскую Пушкинку ребята приходят не только за книгами.
На любой вкус
Кате ПОБЕРЁЗКИНОЙ восемь лет, ее брату Ване меньше на год. Несмотря на разницу в возрасте, они учатся в одном классе и вместе же ходят в библиотеку. Абонемент, детская гостиная, музыкально-нотный отдел с огромным фондом пластинок – здесь не соскучишься.
– Но проигрыватель у нас лишь один, – грустно вздохнула главный библиотекарь Вера КОЛОСНИЦИНА. – А игл для него достать практически нереально.
Сегодня они – раритет. Может быть, пара-тройка иголок завалялась у кого-нибудь из читателей?
К слову, в детскую Пушкинку ходят не одни малыши. Некоторые читатели давно уже выросли, окончили вуз, но по-прежнему берут книги здесь. Для таких «переростков» в библиотеке даже организовали взрослый отдел. Пока родители выбирают что-нибудь для себя, их чада внимательно изучают книги на детском абонементе.
– Также бывает, что матери оставляют своих ребятишек в нашей детской гостиной, а сами – по магазинам, – улыбнулась Вера Анатольевна. – Вот так малыши и приучаются к чтению.
А школьники из окрестных микрорайонов собираются здесь на тусовки. Причем как отличники, так и двоечники, которым тоже комфортно в библиотеке.
– Читают, играют, общаются, – рассказала нам главный библиотекарь Анна СИБИРЦЕВА. – И не только зимой, в холода, но и летом, в каникулы!
Тут для них и компьютеры, и огромные шашки, и пластилин, если кому-то захочется полепить. Но самое главное – книги, журналы. Бывает, ребята так засидятся за чтением, что дома их уже ищут с собаками. Самые сообразительные родители в таких ситуациях, наверное, звонят в библиотеку. Правда, сделать это, как выяснилось, можно – увы! – не всегда.
Например, говорят, что в конце марта на несколько дней библиотекарям отключили все телефоны за неуплату. И не только в детской Пушкинке, а во всех городских библиотеках. Сеять разумное, доброе, вечное стало труднее.
Но юных читателей больше волнует другое – как им взять нужную книгу, если это запрещено?
Книжное голодание
Полине КАДЫНИНОЙ 12 лет, из них почти восемь девочка ходит в детскую Пушкинку.
– Читать научилась года в четыре, – пояснила она. – Точнее, бабушка научила.
Интересы у школьницы разные, но больше всего ей нравится фэнтези про волшебников. Например, книги о Гарри Поттере, волшебнике Изумрудного города или сказки о феях Винкс. Но эти, последние, доступны не всем, и вовсе не из-за пресловутого дефицита.
– Дело в том, что на них поставили знак «12+», – раскрыла «военную тайну» Вера Колосницина. – Мы не имеем права выдавать эти книги тем, кто моложе данного возраста.
Так что Полине еще повезло – ей уже есть двенадцать. Тем же, кто младше, придется упрашивать маму. Согласится, запишет заветную книгу на свое имя – считай, повезло. А если откажется, то придется отложить чтение сказки до нужного дня рождения. Или читать что-то не столь фантастическое. Скажем, «Денискины рассказы» Драгунского.
Как оказалось, современные школьники любят советскую детскую классику. Того же Драгунского например, «Приключения Буратино» Толстого или «Незнайку на Луне» Носова – то есть все то, на чем выросли их дедушки с бабушками.
– Также читают Агнию Барто, а более старшие даже знают Кутилова, – пояснила главный библиотекарь Татьяна ЛЫСАК. – Зато многие дети уже не сразу ответят, кто такие Ленин и Маркс.
Оно и понятно, ведь подростков интересует не политика – чувства. Особенно девочек.
– Специально для них у нас есть отдельный стеллаж, – дополнила коллегу Вера Колосницина. – Там стоят хорошие книжки о первой любви. Допустим, «Вам и не снилось».
А для парней имеются стеллажи с детективами и фантастикой. Судя по корешкам, потрепанным жизнью, книги вряд ли застаиваются на полках. Но это вовсе не значит, что библиотеке не нужна новая, более современная литература.
– С 2009 по 2013 год в Омске действовала программа «Читающий город», – рассказала заведующая детской Пушкинкой Татьяна КОСТЕНЕВИЧ. – В это время к нам поступали новые книги, и читатели сразу активизировались.
Школьники стали приходить чаще, торопясь прочитать свежие книги. Но потом программу свернули, и с комплектованием библиотечного фонда стало похуже. Но в детской Пушкинке все же надеются, что это – лишь временное явление.
*
|