Хамство и грубость – вот что порой омичи получают за свои деньги в магазинах. Что делать в такой ситуации, куда бежать и к кому обратиться за помощью, выяснял обозреватель «Вечернего Омска».
В семье не без урода
– Ты что тут витрину ломаешь?!
Казалось, что визг женщины-продавца услышали даже на улице. Покупатели в магазине как по команде повернулись в сторону зарождающегося конфликта. Но те, кто надеялся там увидеть громилу с битой в руках, были разочарованы. Вместо него возле прилавка стояла вполне себе мирная пенсионерка.
– Я попросила взвесить мне яблок, но продавец, наверное, просто не знала, что и где лежит на витрине, – рассказала обратившаяся в нашу редакцию омичка Елена ГРАНИЛИНА. – Пришлось указать пальцем на полочку с яблоками, чтобы она их быстрее нашла.
Другая бы поблагодарила за помощь, но торговка закатила скандал. Просьбы взять себя в руки и успокоиться еще сильней разозлили и без того возбужденную даму. Намеки, что о ее хамстве узнает начальство, тоже не возымели эффекта.
– Уволят меня, ну и что?! – выкрикнула она в лицо покупательнице. – Хоть от вас отдохну, а то ходют тут всякие!
После такого вот «вежливого» обслуживания у Елены Сергеевны подскочило давление. За что, почему ей вдруг нахамили, пенсионерка не понимала. И таких случаев, к сожалению, в Омске хватает.
Нарваться на грубость можно везде – и в большом супермаркете, и в маленьком магазинчике. Форма собственности торгового заведения также не имеет значения. «В семье не без урода» – увы, эта старая поговорка верна и поныне. Однако с «уродами» за прилавком можно и нужно бороться.
Я вам пишу…
За хамство продавцов нужно бить, но не кулаками, а жалобами. Лучше – в письменном виде. Дело в том, что любая письменная жалоба – это уже документ, и оставить его без внимания руководитель или владелец торговой точки не сможет.
– Проще всего написать жалобу в книге отзывов и предложений, – пояснил председатель областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгений РАБИНОВИЧ. – Но омичи должны знать, как это правильно сделать.
Для начала необходимо проверить, чтобы книга была пронумерована, как это положено по закону. В противном случае лист с жалобой вырвут сразу же, как только за покупателем захлопнется дверь.
Далее следует указать дату и время, когда была написана жалоба, рассказать, что случилось, и обязательно сообщить имя-фамилию хамоватого продавца. В конце обязательно надо добавить «волшебную» фразу: «Прошу принять меры». Какие именно, решит руководитель. Это может быть выговор, лишение премии и даже увольнение грубияна.
И в довершение нужно указать собственные координаты, а также фамилию, имя и отчество. Анонимные обращения рассматриваться не будут.
– Ответ на жалобу должны сообщить в течение десяти дней, – пояснил Евгений Яковлевич. – Его могут дать прямо в книге отзывов и предложений либо прислать по почте или сообщить по телефону. Но это уже по желанию человека, о чем он должен заранее написать в своей жалобе.
Также оскорбленный покупатель может потребовать от руководства торговой точки компенсации морального вреда. Запись об этом надо оставить в книге отзывов и предложений. Если сумма не слишком большая, в пределах двух-трех тысяч рублей, то могут и выплатить. Особенно если торговые места – арендованные.
– В договоре обычно указывают, что в случае нарушений правил торговли аренду могут расторгнуть, – раскрыл «военную тайну» Евгений Яковлевич. – В этом случае коммерсантов попросят на улицу, что им невыгодно.
А если торговцы платить не хотят, нужно писать заявление в суд. Только сначала необходимо позаботиться о доказательствах, а это совсем не так просто, как кажется.
Ход конём
Круговая порука не только в армии существует или в тюрьме. Продавцы, например, тоже ведут себя как мушкетеры. То есть один прикрывает всех остальных, а все – одного.
Допустим, в том магазине, где нахамили Елене Сергеевне, об этом случае якобы не слыхали. Женщины за прилавком твердили, что ничего о скандале не знают, а на пенсионерку никто не кричал. Наоборот, это она едва не разбила витрину. Ну сумасшедшая, что возьмешь, хотя продавцы и выразились иначе. И как ей доказывать свою правоту?
– В такой ситуации сделать это непросто, – согласился председатель областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит». – Пенсионерке нужны собственные свидетели.
Только где же Гранилиной их теперь взять? А тем, кто еще собирается за покупками, специалисты советуют прихватить с собой диктофон либо видеокамеру. Если их нет, надо всегда иметь при себе хотя бы мобильник с подобными функциями. После скандала аудио- или видеозаписи станут неплохим козырем в разборках с хамоватыми продавцами. Звучит, конечно, как шутка, но иначе, увы, ничего доказать не получится. Зато отомстить таким хамам никто не мешает. Как говорят шахматисты, на хитромудрого продавца всегда найдется свой ход конем.
– Можно обратиться в Роспотребнадзор, – посоветовал Евгений Рабинович. – Пусть проверят торговую точку.
По закону плановые проверки магазинов и супермаркетов разрешается проводить лишь раз в три года. Но если имеется жалоба от покупателя – то хоть каждый день. Причина же для обращения в Роспотребнадзор найдется всегда. Не пронумерована книга отзывов и предложений – ура, нарушение, пишем. На бейджике продавца нет фамилии с должностью – опять непорядок. Ну и, конечно, торговля некачественной продукцией. Пусть теперь уже продавцы доказывают, что это не так.
Такие проверки хозяевам магазина вряд ли понравятся. А если еще намекнуть, что все это «счастье» свалилось им на голову благодаря хамству такого-то продавца, то его судьбе вряд ли кто позавидует. Скорее всего, после такого «пиара» любительница скандалов проработает за прилавком недолго. И все по закону. Как это сказано в Ветхом завете: «Око за око и зуб за зуб»?
– За хамов нужно взяться всем миром, – пояснила Елена Гранилина. – Может, тогда продавцы наконец выучат слова «здравствуйте», «извините», «спасибо», «пожалуйста» и «всего доброго».
И твердо запомнят, что покупатель у нас всегда прав.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений РАБИНОВИЧ, председатель областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит»:
– Книга отзывов и предложений должна находиться на видном месте. Сотрудники магазина не имеют права требовать документы у покупателей, желающих написать жалобу. За отказ предоставить книгу отзывов и предложений работника торговли можно привлечь к административной ответственности.
|